«К подвигу солдата сердцем прикоснись»

Книжно — иллюстративная выставка «К подвигу солдата сердцем прикоснись», открывшаяся сегодня в детской библиотеке, не только знакомит читателей с вехами отечественной истории, но и открывает черты характера русского человека, рассказывает о людях, которые проявили мужество и героизм, защищая Родину.

Выставка продлится до 26 февраля.

3/195. Пять языков

В доме Семеновых была богатая библиотека, и будущий учёный с упоением читал Ломоносова, Пушкина, Карамзина, Державина, Гете, Шиллера, Вольтера, Скотта, Байрона. Иностранных авторов он предпочитал читать в подлинниках.

Его любимым чтением была «История России» Карамзина и географические сочинения на английском языке. Этому языку он выучился от своей матери, высокообразованной женщины.

К четырнадцати годам Петя Семенов знал французский, немецкий и английский языки, понимал латынь.

Источник: Музей-усадьба П.П.Семёнова-Тян-Шанского

Мастер – класс «Праздничная открытка»

В преддверии праздника Дня Защитника Отечества детки из кружка «Умелые ручки — Волшебная мастерская» Поселенческого центра культуры и досуга с.Дубовое  готовили праздничные открытки для своих любимых защитников!

Экскурсионные встречи в Доме кукол. «Вперёд мальчишки!»

В любом возрасте игрушки военной тематики привлекают к себе внимание мальчишек.

В Доме кукол нравиться детям деревянные игрушки — реконструкции времён Великой Отечественной войны, изготовленные художником-реставратором  Сергеем Васильевичем Викулиным.

Большой интерес и к таким игрушкам как — зенитки, танки и машинки.

В преддверии праздника посвящённого защитникам Отечества, хочется пожелать всем — чистого неба, тёплого хлеба, родниковой воды и никакой беды!

Акция «Добро в ладошках»

Ежегодное празднование Всемирного дня доброты 17 февраля стало устоявшейся традицией во многих странах. Не секрет, что в современном мире, где все чаще чувства и моральные качества людей отходят на второй план, доброты между людьми становится все меньше — факт, к сожалению, вполне очевидный.

Давайте дарить друг другу внимание и теплоту.

Ведь ДОБРО вернётся вам обязательно.

Рощинский Дом культуры совместно с участниками танцевального коллектива «Ритм», в этот чудесный день поздравили своих односельчан.

С ПРАЗДНИКОМ ДОБРОТЫ!!!

Легенды Раненбурга. Паровоз, который погубил Анну Каренину.

Нынешние раненбуржцы-чаплыгинцы не лишены фантазии и доброго юмора. Ю.А. Теляков, в бытность генеральным директором крахмального завода, придумал новое применение старому паровозу, который долгое время служил предприятию паросиловой установкой: переместил его к въезду в город со стороны села Троекурово – как раз здесь, кстати, пролегал путь в уездный Раненбург будущего знаменитого географа-путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. И легенда была придумана: будто бы под колеса именно этого железного монстра бросилась героиня романа Льва Толстого Анна Каренина…
Литература:
Чаплыгин. Визитная карточка / Сост. В. Елецких. – Воронеж, ООО «Творческое объединение «Альбом», 2006. – С. 44

Выставка открыток, посвященных Советской Армии

15 февраля 2022 г. в выставочном зале «Страницы истории» открылась выставка открыток, посвященных 23 февраля – Дню Защитника Отечества. Советская поздравительная открытка – то всегда маленький плакат, особенно, если она связана с государственными праздниками. Сюжет весьма прост и при этом наполнен символами и знаками. Открытки, посвященные 23 февраля – это всегда звезда, это знамена родов войск, виды военной техники. Но как это сделано! В каждой открытке можно найти проявление монументального советского искусства. И каждую можно смело увеличить до размеров большого плаката.

Мастер-класс «Защитникам Отечества»

В Доме кукол состоялся мастер — класс для воспитанников детского сада » Солнышко».

Сегодня мастерили поздравительные открытки — «Защитникам Отечества».

В результате получился душевный подарок с пожеланиями удачи на детских ладошках.

Забота о птицах зимой – наша традиция

Испокон веков сельские жители помогали птицам перезимовать: вывешивали кусочки сала, мастерили скворечники и кормушки. Дети нашего села эту традицию продолжают.

В Поселенческом центре культуры и досуга с.Соловое к прилету пернатых изготовили скворечник и повесили его.

Факт 2/195. Двухэтажный дом

Усадебный дом в Рязанке, построенный отцом Петра Петровича — Петром Николаевичем Семеновым в 1830 году, изначально был двухэтажным. На первом этаже жила прислуга, хозяева — на втором.

Матери ученого не нравилось это соседство, так как от нечистоплотной дворни вверх постоянно бежали тараканы и другие насекомые. В 1836 году по её велению дом был перестроен: нижний каменный этаж был разобран, а второй деревянный поставлен на фундамент с сохранением планировки комнат. Именно таким вы и видите усадебный дом сегодня.

Источник: Музей-усадьба П.П.Семёнова-Тян-Шанского

Выставка «Легендарные русские танки и самолёты от истоков до наших дней»

В преддверии празднования Дня защитника Отечества в Поселенческом Центре Культуры и Досуга с. Юсово оформлена уникальная выставка Деагостини «Легендарные русские танки и самолёты от истоков до наших дней». На ней представлены более 100 моделей боевой техники.

Коллекция «Танки» посвящена истории отечественной бронетехники, начиная от первых проектов российской конструкции до современных танков.

Коллекция «Легендарные русские самолёты» рассказывает о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала 20 века до наших дней – истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных, и военно-транспортных самолетах. Серия охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Приглашаем всех посетить выставку.

Экологический час «Это чудо-Планета Земля»

В Дубовской сельской библиотеке состоялся экологический час «Это чудо-Планета Земля». Ребятам предлагалось выполнить много экологических заданий.  Они познакомились с книгами, рассказывающими о животных и растениях, узнали правила поведения в лесу,  интересные факты из  мира природы. Дети отвечали на вопросы викторины, сочиняли стихи о природе, рисовали знаки о правилах поведения на природе и читали книги русских писателей о родной природе — Е. Чарушина, К. Паустовского, В. Бианки. Вниманию ребят была представлена книжная выставка «Удивительное рядом!». Данная выставка призвана напомнить детям о многообразии и красоте дикой флоры и фауны, а также о важности бережного отношения к ним.

В Доме Меншикова продолжает работу персональная выставка ЧСД России Сергея Трубникова «Московские картинки» в жанре лубка.

Помимо рисованных листов, на выставке представлены авторские открытки, брошюры, » раскраски» различной тематики. Сергей Владимирович сопровождает свои рисунки текстами — шутливыми, а иногда сатирическими. Когда ему задают вопрос — » Откуда Вы черпаете свои идеи?», художник отвечает: » Можете смеяться, но наша действительность неиссякаема.

Если добавить к этому самое поверхностное знание местной мифологии …, то тематический запас чрезвычайно обилен. Свои рисунки автор именует московскими народными картинками.

Как пишет С. В. Трубников, «спасскими «их уже сложно называть, так как там торговля ими уже не ведется. Поэтому прислушаемся к словам художника и вслед за ним назовем их » московскими народными картинками». А чтобы рассмотреть увлекательные сюжеты работ и прочитать их литературное сопровождение,  нужно не полениться и побывать в нашем краеведческом музее.

Уверены, вам понравится!

Наш адрес-г. Чаплыгин, ул. К.Маркса ,43 . Дом Меншикова.

А мы всегда рады гостям!

Книжная выставка «Народные промыслы»

В рамках Года народного искусства в Ведновской сельской библиотеке оформлена книжная выставка «Народные промыслы», на которой представлены издания о культуре и праздниках, о традициях, обрядах и обычаях русского и других народов России.

Каждый промысел уникален и неповторим. В нем проявляются вкус, фантазия и талант русского народа. Знакомство с русскими промыслами посредством книг, представленных на выставке, позволит читателям лучше узнать историю страны, ее традиции, обычаи.

Представленные на ней книги и предметы рассказывают о многообразии ремесел. Наши юные читатели и их родители могут узнать из книг, представленных на выставке, об истории развития того или иного ремесла.

Участие в областном совещании по итогам работы библиотек области в 2021 году

Сотрудники Чаплыгинской центральной межпоселенческой библиотеки приняли участие в областном совещании по итогам работы библиотек области в 2021 году «Библиотеки Липецкой области: трансформация в современных условиях». В связи с эпидемиологической обстановкой данное мероприятие прошло в онлайн-формате. Были затронуты такие темы как: перспективы, финансирование комплектования, основные направления работы, значимые события и даты в 2022.
Полезное и конструктивное общение. Планы на будущее…

Площадка творческих инициатив «Библиоинтеллект»

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но безопасность в глобальной сети касается всех, как взрослых, так и детей.
В библиотеке прошло первое занятие на площадке творческих инициатив «Библиоинтеллект». Сотрудником библиотеки был проведен информационно-игровой час «Знатоки безопасной сети», на котором ребятам напомнили о том, что в современных условиях развития общества компьютер стал для человека не только «другом», «помощником», «учителем», но и «коварным врагом». На сегодняшний день при работе с сетью Интернет существует много моментов, которые негативно влияют и на физическое и на духовное здоровье подрастающего поколения. Для того, чтобы этого не случилось необходимо знать золотые правила пользования «всемирной паутиной» с которыми читатели познакомились с помощью электронной презентации. Мероприятие проводилось в форме игры, ребята активно участвовали в обсуждении предложенной темы и, отвечая на вопросы библиотекаря — перечислили все правила, которые помогут сделать пребывание пользователя в «Глобальной сети» менее безопасным. А чтобы эти правила не забывались — юные читатели получили от библиотекаря памятки «Всем, кто ходит в Интернете, пригодиться наш совет».

Час памяти «А сердце память бережет»

За 10 лет войны в Афганистане — с 1979 по 1989 годы — свой интернациональный долг выполнили 2740 жителей Липецкой области. 72 из них — погибли. Двое пропали без вести.

Мы не имеем право забывать эту войну!

Работники культуры села Урусово подготовили и провели час памяти «А сердце память бережёт», приуроченный 33 годовщине вывода советских войск из республики Афганистан. Ведущие рассказали о стойкости и мужестве наших солдат в этой войне, прозвучали стихи, песни, вспомнили односельчан, которые с честью выполнили свой интернациональный долг в Афганистане: Валявина Игоря Юрьевича и Денисова Сергея Михайловича, который трагически погиб уже на гражданке.

Почтили память всех погибших солдат минутой молчания.

Присутствующие познакомились с «Книгой Памяти» уроженцев Липецкой области, погибших, исполняя воинской долг в Афганистане.

Источник: Поселенческий центр культуры и досуга с.Урусово, Урусовкая сельская библиотека.

У войны не женское лицо. Ветеран боевых действий Хоменко Н. В.

15 февраля 1989 года в истории стран, некогда бывших одной большой страной, которая называлась Советский Союз, появилась новая памятная дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана.

Этот день и стал днем памяти воинов — интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в разное время на территориях разных государств. Этот день стал дорог, всем кого опалило дыхание войны в мирное для большой страны время.

Из  села Новополянье  в военных действиях принимало участие 8 человек. Мы хотим рассказать об участнице боевых действий в Чечне Хоменко Надежде Викторовне. Гвардии старшина Надежда Викторовна родилась 17 августа 1977 года. Принимала участие в боевых действиях в республике Чечне с 1999 — 2003 год. Ветеран боевых действий. Имеет награды. Находилась в окружении, получила ранение. После Чечни продолжала служить в рядах Российской армии в г. Иваново. Выйдя на пенсию, вернулась в родное село.

Мы хотим пожелать всем участникам боевых действий здоровья, мирного неба над головой.

 

Источник: Поселенческий центр культуры и досуга с.Новополянье

«На Афганской земле»

В День памяти воинов- интернационалистов, сотрудники  Поселенческого центра культуры и досуга с.Соловое  и будущие призывники пришли в гости к  ветерану боевых действий Свирину Сергею Николаевичу .

Сергей Николаевич с1983 по 1986 годы служил в рембате 26190-й части под Кабулом, в провинции Теплый стан (так ее неофициально называли сослуживцы). Основной обязанностью было восстановление техники, однако приходилось участвовать и в боевых операциях.  Всегда общительный,  Сергей Николаевич замыкается, когда просят рассказать об Афганистане: слишком непростым был этот период его жизни.

Желаем всем  воинам — интернационалистам здоровья, оптимизма, бодрости духа!

Источник: Поселенческий центр культуры и досуга с.Соловое, Соловская сельская библиотека.

Урок памяти «Память прошедших дней»

В отделе досуга с.Шишкино прошел урок памяти ,посвященный дню памяти о россиянах ,исполнявших интернациональный долг за пределами Отечества. Ребята узнали, что 15 февраля 2022 года исполнилось 33 года со дня вывода советских войск из Афганистана. В этот день страна отдает дань уважения войнам-афганцам. А также ребята ознакомились с биографиями земляков, исполнявших свой интернациональный долг за пределами Отечества

195 фактов

В рамках года празднования 195-летия со дня рождения Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского начинаем серию постов с краткими фактами о нём, его семье, родной усадьбе и не только!
Факт 1/195. Рождение
Петр Петрович родился в ночь с 1 на 2 января 1827 г. (по старому стилю) в усадьбе при селе Урусово Раненбургского уезда Рязанской губернии в старом усадебном доме своего деда, так как его отец к тому времени ещё не успел закончить постройку новой усадьбы. Новый дом, в котором провел свое детство маленький Петя Семенов, стал центром усадьбы Рязанка. Сегодня она относится к Липецкой области и является музеем-усадьбой П. П. Семенова-Тян-Шанского. По новому стилю мы отмечаем день рождения великого земляка 14 января.

Источник: Музей-усадьба П.П.Семёнова-Тян-Шанского

Легенды Раненбурга, к 350-летию со дня рождения Петра I.«О подземных ходах крепости Ораниенбург»

Как бы ни был мал город, как бы ни была коротка его история, но обязательно есть в нем места, привлекающие своей неповторимостью. Есть такие места в Чаплыгине (ранее Раненбург).

Село Слободское Петр I в 1702 году подарил Меншикову за его расторопность и преданность, умение быстро схватывать разнообразные поручения. Здесь, на возвышенном берегу Ягодной Рясы Пётр I построил небольшую крепость по проекту, который начертал собственной рукой,  и по всем правилам фортификации того времени. Она имела пятиугольную форму, пять фортов и была окружена земляным валом и рвом, заполненным водой. Высота вала и глубина рва достигали трех саженей, а ширина – десяти саженей. Внутри крепость имела несколько каменных в один и  два этажа строений и деревянную башню. Эти здания размещались по внутреннему периметру стен пятиугольника, каждая из которых достигала пятидесяти саженей в длину. Под крепостью на Становой и Ягодной Рясах бала сделана плотина, и реки образовали озеро, на котором можно было плавать на парусных судах. В крепость вели трое ворот, которые назывались Московскими, Воронежскими и Шлиссельбургскими. Последние были обращены к озеру.

Помещичий дом Меншикова  — громадное прекрасное строение, похожее на увеселительный дом, с красивым кабинетом (покоем) наверху, в виде фонаря, покрытого отдельной кровлею, раскрашенною очень красиво всеми возможными цветами. В самом доме множество отличных  и удобных комнат, довольно высоко  расположенных над землею. Войти в него можно только через ворота.

Прошло более трёхсот лет с тех пор. Самой крепости нет, но и сейчас при небольшом усилии воображения легко прочитать на местности пятиугольник когда – то существовавшей здесь крепости. Более того, зная о факте ее  существования,  можно объяснить странную веерно-лучевую планировку исторического центра города Чаплыгин. Для подчеркивания ведущего значения крепости в плане города четыре веерообразные улицы были направлены к воротам и фортам ее, сходились в геометрическом центре древней застройки.

 

В журнале «Раненбургская крепость» за 2005 год №3 местный краевед Игорь Саввин описывает свои воспоминания о крепости.

…« Когда я был еще ребенком и жил по улице Свердлова (бывшая улица Езжая), мы с друзьями часто ходили в парк и одним из самых интересных мест были, кроме аттракционов, конечно, крепостные рвы и валы. На том из валов, что справа от танцплощадки, из земли выступал кирпичный свод,  и именно это место было нами, сорванцами, облюбовано для страшных историй. Сидя на траве, мы рассказывали друг другу самые невероятные легенды, и присутствие этого выступающего свода делало их почти реальными. Ведь мы были уверены, что это тот самый подземный ход из крепости в монастырь в совхозе Раненбургском. Я с нетерпением ждал момента, когда мои старшие друзья принесут лопаты, и мы начнем разведку этого подземелья, на что получал категорический ответ «…там сибирская язва, и если мы туда полезем, то только в противогазах». Видимо, в представлении моих друзей, противогаз был универсальной защитой от всех инфекций. Мы так туда и не попали – то ли противогаз не нашли, то ли отвлеклись на поиски сокровищ в арке одного из старинных домов. До сих пор никто не может однозначно утверждать, существует подземный ход или нет. Однако сейчас, спустя много лет, ясно, что та кирпичная кладка, которую мы детьми воспринимали,  как свод подземного  хода, был, вероятнее всего, подвал одного из зданий крепости (на плане он изображен, как одноэтажное здание кухни с погребами). Но легенда о существовании подземного хода имеет место быть. И не без оснований. Это была система подвалов,  пустоты для хранения пороха и продовольствия.

Подземные ходы, как правило, возводили в крепостях и замках для того, чтобы осажденную крепость можно было тайно покинуть. Имея здесь два укрепленных места – городскую крепость и Петропавловскую пустынь -логично было соединить их подземным ходом.

Мало кто знает, что в крепости Ораниенбург был не только подземный ход, но и несколько пушек. И это уже не легенда, а факт. Пушки нашей крепости реально существуют и стоят в Рязани. Об этом было написано в газете «Раненбургский вестник», инициатором возвращения пушек на историческую родину является Виктор Николаевич Подзоров»….

 

 

Литература:

  1. Журнал «Раненбургская крепость» за 2005 год №3, местный краевед Игорь Саввин.
  2. Н.П.Никитин «Несколько страниц из истории, географии, статистики Раненбургского уезда Рязанской губернии», г.Рязань, 1919г.
  3. В.Ф.Полянский, И.В.Марков, А.Ф.Мартынов «Путешествие по Липецкой области», Центрально – Черноземное книжное издательство, Воронеж, 1971г.

Л.Рудаков «По следам легенд», Центрально – Черноземное книжное издательство, Воронеж, 1980г.

«Без срока давности»

15 февраля — День Памяти, Памяти вывода советских войск из Афганистана…

Наши ребята среди других призывников отдали свой воинский долг Родине на выжженной земле Афганистана.

Традиционно в краеведческом музее сотрудники монтируют выставку, посвященную чаплыгинцам, прошедшим афганскую войну «Без срока давности»…

День дарения книги в краеведческом музее

Уже традиционно свой вклад в музейную библиотеку и архив делает научный сотрудник усадьбы П. А. Семенова — Тян- Шанского, автор множества публикаций и статей — Александр Богданов.

В этот раз в дар музею был вручен экземпляр исторического альманаха Липецкого края » Исторический квартал» со статьей А. А. Богданова» Судьба построек Раненбургской крепости в 1760- 70 хх гг.», с дарственной надписью автора.

Благодарим за ценный вклад в научный архив Дома Меншикова!

VR- видеоэкскурсии в модельной библиотеке

Открытая после модернизации библиотека  вовлекает молодежь в интересные процессы, которые станут верной опорой в жизни. Сотрудники помогают в поиске достоверной информации на новейшем компьютерном оборудовании, рекомендуют полезную и увлекательную литературу. Библиотека превратилась в культурный центр, куда приходят не просто взять книгу или распечатать конспект, а интересно провести время. Детей старшего школьного возраста особенно привлекают очки виртуальной реальности. Они с удовольствием погружаются в волшебную страну виртуального мира, созданного в учреждении в рамках реализации нацпроекта «Культура». Ребята, надев умные очки, погружаются в виртуальную реальность, где  могут познакомиться с другими культурами.

Дань памяти солдатам и офицерам, всем тем, кто до конца остался верен своей клятве, ценой жизни исполнил свой долг перед Родиной!

Сегодня в администрации Чаплыгинского муниципального района прошла торжественная встреча с воинами — интернационалистами, посвященная дню  вывода войск  из Афганистана. Ровно 33 года отделяет нас от того памятного дня, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана.

Через горнило Афганской войны прошли 546255 человек.  Среди них — наши земляки. Это солдаты и офицеры, которые с честью и достоинством выполнили свой воинский долг, проявив свои лучшие человеческие качества: мужество, самоотверженность, героизм, смелость и душевную щедрость.

Со словами благодарности к присутствующим обратились председатель Липецкого областного Совета депутатов Дмитрий Львович Аверов и глава администрации Чаплыгинского муниципального района Юрий Алексеевич Сазонов.

В честь воинов – интернационалистов  на встрече звучали  хорошие песни, подготовленные работниками культуры.

Книги в дар библиотеке

Ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России, в лице Подлесных Юрия Алексеевича, передала в дар Чаплыгинской центральной межпоселенческой библиотеке тридцать шесть томов художественной литературы из серии «Избранные романы».
Коллектив библиотеки выражает огромную благодарность и признательность за подаренные библиотеке издания. Эти книги не только займут достойное место на книжных полках, но и найдут своего читателя. Большое спасибо!

Книжная выставка «Время выбрало нас»

15 февраля в Российской Федерации отмечается самая героическая и трагическая памятная дата воинской славы XX века – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
В День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, мы вспоминаем не только ветеранов войны в Афганистане, но и соотечественников, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны. Российские воины неоднократно приходили на помощь жителям самых разных государств, защищая их от агрессии и бандитского произвола. Далеко не всегда об участии наших военных становилось известным и многие из них не вернулись с полей далёких от Родины битв.

 К этой дате в Троекуровской сельской  библиотеке оформлена книжная выставка «Время выбрало нас». На выставке представлена литература и периодические издания, рассказывающие о военных действиях в Афганистане, «Книга Памяти уроженцев Липецкой земли», погибших в той войне,  «Крещение» — повести и рассказы писателей о современной армии,  «Из пламени Афганистана» — стихи и песни советских воинов, выполнявших интернациональный  долг в Афганистане,  «Пылает город Кандагар» — стихи В. Верстакова, Тамоников А.  «Признание моджахеда», Скрынников М. «Боевые тропы десанта», Алексиевич С. «Цинковые мальчики и др.

Нынешнее поколение не должно забывать трагедии афганских событий, мы должны помнить о тех, кто честно исполнил воинский долг, рисковал жизнью ради великой цели – мира на земле.

Выставка » Нам забыть не дано — пыль Афганских дорог»

Незаживающая рана – Афганистан, трагическая страница нашей истории. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. 15 февраля– День вывода советских войск из Афганистана.
В День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, мы вспоминаем не только ветеранов войны в Афганистане, но и соотечественников, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны. Российские воины неоднократно приходили на помощь жителям самых разных государств, защищая их от агрессии и бандитского произвола. Далеко не всегда об участии наших военных становилось известным и многие из них не вернулись с полей далёких от Родины битв.
На выставке » Нам забыть не дано — пыль Афганских дорог» вниманию читателей представлены книги о причинах Афганской войны и её последствиях для России и мира. Авторы убедительно показывают, что пребывание советских войск в Афганистане обеспечило безопасность южных границ нашего государства, а советская армия показала в афганской войне и прочих вооруженных конфликтах свои лучшие боевые качества.
У времени есть своя память — история. И поэтому, нельзя забывать о человеческих трагедиях, уносивших миллионы жизней.
Приглашаем вас посетить библиотеку, познакомиться с книгами о героической Афганской войне.

Легенды Раненбурга, к 350-летию со дня рождения ПетраI. Чудесное спасение Петра I от разбойников.

Любопытных  и порой курьёзных  легенд, связанных  с повседневной  жизнью  Петра I, — великое множество. Предание о встрече царя  с  разбойниками — сюжет  редчайший. Это  «сказание»  можно было бы счесть  за народный  вымысел, однако  документы свидетельствуют, что  подобная  история   могла  случиться в реальности.

Монастырь Петропавловская пустынь, чья история насчитывает  уже  три  столетия, возник при  участии двух  самых  могущественных  людей России начала  ХVIII века, и на том самом месте, где на царя Петра Алексеевича  совершили нападение  местные  разбойники.

Предание  рассказывает, что  в начале 18 века царю Петру 1 довелось ехать по Большой Посольской дороге, где  в  дубовой  чаще  в 2,5  верстах к северу от крепости Ораниенбург на царя Петра Алексеевича совершили нападение местные разбойники — они же крестьяне села Слободского.  Разбойники остановили карету с целью грабежа и даже не  подозревали, на кого  подняли руку, тем более что  темнота скрывала от них лицо главного путника. Петр попытался увещевать лихих  людей, но, увидев, что это ни к чему не приведет, решил раскрыть своё инкогнито и возвестил громовым голосом:  «Неужели вы не узнали своего императора!»

Разглядев в  темноте черты человека дерзнувшего  назваться  именем  царствующего  монарха,  разбойники  устыдились и разбежались. Александр Меншиков разыскал напавших на царя разбойников и в качестве искупления грехов направил их на строительство монастыря.

Документы же самой Петропавловской пустыни об основании светлейшим князем А.Д. Меншиковым монашеской обители рассказывают следующее: «В прошлом 1711 году по приказу князя Меншикова… в дачах ево от Аранибурха верстах в двух на реке Мостковой Рясе устроена… Петропавловская пустынь …по благословению… преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, построена церковь Божия во имя святых верховных апостолов Петра и Павла с двумя приделы св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова да св. благовернаго великого князя Александра Невского со всею церковною утварью для богомолия за здравие императорского Величества, за всех православных христиан и на поминовение родителей».

30 июня 1711  года  разрешительная грамота была получена. А 28 июля 1712  года  освящен первый деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла – небесных покровителей Петра Великого,  с пределами во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверного князя Александра Невского. Храм  построен на средства князя А.Д. Меншикова и был  приурочен к  юбилею Петра 1, царь праздновал сороколетие.  То содержание, которое выделялось князем Меншиковым Петропавловской  пустыни и то  внимание, которое  он  уделял благоустройству обители, позволило уже через 15 лет создать целый  монастырский комплекс, включающий  в себя  Петропавловский храм, настоятельский и братские  кельи, братскую трапезную и  хозяйственный  двор.

Растроганный вниманием друга, царь всея Руси подарил Петропавловской Пустыни  часть  своей  библиотеки,  дорогостоящую посуду из  московского Кремля, а так же передал монастырю две  иконы в одной раме, с изображением на  одной  апостола Петра и на другой апостола Павла в  медных позлащенных ризах каждая,  с надписью на одной  из них  « Прислано Петру Первому  от Папы  Римского  Климента ХI».

 В монастыре так же хранился  вызолоченный крест со святыми  мощами,  частицами ризы Господней, Древа Гроба Господня, частью ризы Пресвятой  Богородицы – подарок князя  Меншикова.

Одно из неоценимых сокровищ  монастыря —  чудотворная икона Тихвинской  Божьей Матери – подарок сестер А.П. и Е.П. Буниных. Икона прославилась  многими чудесами и исцелениями.

В 1728 году  всесильный  вельможа А.Д. Меншиков попал  в  опалу. Он  был лишён всех своих заслуг и  почестей и сослан в Сибирь в г. Березов со  своим семейством, первоначально побыв узником Раненбургской крепости. Пустынь содержалась на  средства князя. Лишившись  своего покровителя, она  долгое время  пребывала в  скудости, которая не  покидала  пустынь  многие десятки лет.

Во время Первой Мировой войны в Петропавловской пустыни размещался лазарет для раненых воинов, служащие для ухода за больными назначены монастырем из числа монашествующих и послушников. 3 иеромонаха и 18 послушников записались в действующую армию добровольцами.

Революция 1917 года прервала славную историю обители. 29 июня 1925 года по решению Раненбургского уездного исполкома пустынь ликвидирована. Церкви разграблены, частично взорваны, медные колокола вывезены. Иконы уничтожались, драгоценная церковная утварь конфисковалась. Монахи разогнаны, многие из них были приговорены к различным срокам заключения в исправительно-трудовых лагерях.

Монастырский Собор использовали для хранения зерна, церковь Успения Божией Матери – как клуб, монастырские кельи переоборудованы под гаражи и мастерские, ограду монастыря с башнями разобрали на кирпич для строительства цеха крахмального завода г. Чаплыгина. На месте Петропавловской пустыни возникло поселение при центральном отделении совхоза «Раненбургский» с присвоением ему наименования «Рощинский».

Но промыслом Божиим монастырю было уготовано возродиться в наши дни буквально из пепла, чтобы вновь собрать в своих стенах жаждущих иноческого подвига.

 

Литература:

Корсунский,  Иван Николаевич Раненбургская Петропавловская пустынь /(Иван Корсунский).-2-е изд. – Раненбург: паровая тип.  Оловникова, 19077.-(2),97с.,1л. ил; 25

Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. Раненбургская Петропавловская пустынь.300 —  летие основания  Раненбургской Петропавловской  пустыни, Липецк:  Липецкое областное краеведческое  общество, 2012.-160с.

«Лучше папы друга нет»

«Лучше папы друга нет» — такую познавательно-развлекательную встречу провела сегодня детская библиотека с воспитанниками детского сада «Солнышко». Дети пришли вместе со своим воспитателем (Никитина В.В.), логопедом (Иванова И.А.) и родителями. В преддверии Дня защитника Отечества ребята и их папы отвечали на вопросы военной викторины, участвовали в «Конкурсе интеллектуалов», делали самолётики из бумаги и проводили испытания по дальности их полёта, познакомились с книгами о военной технике с выставки «Святое дело – Родине служить» и другими книгами и журналами, поиграли в настольные игры. Надеемся, что такие семейные встречи в стенах детской библиотеки будут не редкостью.

Час художественной культуры «О ложках, плошках и прочей утвари»

 В доме культуры с.Колыбельское в комнате крестьянского быта прошел час художественной культуры «О ложках, плошках и прочей утвари», подготовленный  библиотекарем Ивлевой В.И.
Домашняя утварь крестьянина. Она была проста и однообразна. Глиняные миски, деревянные ложки, чуть позднее самовар — украшение избы и гордость хозяина, начищенный до блеска. Своим довольным видом самовар свидетельствовал о благополучии в доме.» У нас и самовар на столе, и часы на стене» — мог похвастаться хозяин.
Щи да каша варились в горшках или чугунках разных размеров. Помещались они в печь и вынимались оттуда с помощью ухвата — рогача.
Несколько слов ещё об одном предмете деревенского обихода — о ступе. Её использовали по своему прямому назначению — в ней толкли зерно.
Сделана ступа просто: в колоде, коротком толстом бревне, в верхней части выдолблено углубление, куда насыпалось зерно, крупа. По нему бьют пестом (у нас называется толкач) — деревянным стержнем с округлыми концами.
Насыпали пшена и толкли пестом пока не получалась мука, которую использовали для приготовления любимых, «дырчатых», блинов. Есть их можно было и просто так, ну а если запивать молоком или макать в сметану…

Экспозиции «История Петропавловской пустыни» и «Великий государь Великой державы» в Доме культуры п.Рощинский.

Дорогие друзья, мы с вами живём в чудесном крае, крае с дивной природой, богатой историей, отзывчивыми и талантливыми людьми….И имя ему — Раненбургская Земля!

Совсем недавно, на событийном фестивале «Виват Раненбург !», мы совершили чудесное путешествие по истории и ремеслам сел и деревень нашего района, милой сердцу русской глубинке, обладающей своей особой магией. Познакомились с традициями и обрядами нашего края, насладились неповторимыми картинами местных мастеров, полюбовались волшебной красотой народных промыслов.

И вправду, в каждом селе Чаплыгинского района есть своя особенная, дышащая теплотой история, своя «изюминка».

У нас же, жителей поселка Рощинского- это гордая, величественна, спокойная Петропавловская пустынь, основанная Петром I.

Наверно каждому в нашем районе известна история её создания и жизни.

На фестивале «Виват Раненбург !» мы показали лишь часть выставочной экспозиции, посвящённой этой святыне и её создателю — Петру Алексеевичу.

Сейчас коллектив нашего ДК ведёт работу по расширению и обновлению экспозиций «История Петропавловской пустыни» и «Великий государь Великой державы».

Совсем скоро — открытие!

Ну и немного фотографий из серии «Трудовые будни».

«Валенки на завалинке»

12 февраля в Поселенческом центре культуры и досуга с. Новополянье прошли фольклорные посиделки «Валенки на завалинке». Прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе. Жители сел, многие традиции по крупинкам сохраняют и передают из поколения в поколение. В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников. На этой завалинке, сотрудники Дома культуры постарались показать фрагменты деревенских посиделок.

Дартс-клуб «Раненбург»

В воскресенье 27 февраля запланирован первый в истории официальный Чемпионат Липецкой области по дартс, который пройдет в городе Чаплыгин в моложеном центре «Галактика».

По итогам Чемпионата будет сформирована сборная Липецкой области для участия в чемпионате ЦФО (4-6 марта) и чемпионате России (15-17 апреля), которые пройдут в городе Электросталь (Московская область).

Обзор «Галерея новинок»

Новые книги – это всегда радостное событие для читателей. Приятно взять в руки новую книгу, стать её первооткрывателем. Это ощущение знакомо всем любителям чтения. Каждая хорошая книга влияет на человека, гораздо дольше, чем время, которое нужно для ее прочтения. В настоящее время выбор огромный и у каждого есть возможность, прочитать самые интересные книги, как классиков, так и современников.
 Благодаря участию в Национальном проекте «Культура» Чаплыгинская центральная межпоселенческая библиотека получила свыше 7500 экземпляров литературы по разным отраслям знаний…
 Обзор «Галерея новинок» познакомил с книгами, авторы которых стали уже признанными мастерами литературного жанра и лауреатами различных литературных премий. Читатели с удовольствием рассматривали: современные детективы, женские романы, приключения, фантастику, приключенческие романы.

 Интересные авторы, разнообразные жанры порадуют многих посетителей библиотеки.

Стартовали со всей Россией

В Чаплыгине стартовала  массовая зимняя гонка «Лыжня России 2022»

Участников лыжной гонки, гостей и болельщиков приветствовал заместитель  главы Чаплыгинского муниципального района Дмитрий Иванович Сладков, пожелав всем участникам «Лыжни России» бодрого настроя, хороших результатов и ярких, незабываемых впечатлений!

 Гимн чаплыгинских спортсменов и  песня «Россия, мы дети твои», прозвучавшие в исполнении работников культуры Елены Сафрнкиной,  Ильи Сапрыкина и Натальи Степановой подняли боевой  дух и патриотическое настроение участникам гонки.

Именно на «Лыжне России» можно посоревноваться в скорости на трассе, зарядиться отличным настроением.

Такие спортивные мероприятия помогают нам решать важнейшие социальные задачи — укрепление здоровья населения, увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом, приобщение молодого поколения к ценностям здорового образа жизни.

Выставка ЧСД России Сергея Трубникова «Московские картинки»

Сейчас в выставочном зале Дома Меншикова проходит уникальная выставка ЧСД России Сергея Трубникова «Московские картинки».

Работы выполнены в жанре лубка … А что такое лубок?

Лубок — картинка, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся просотой и доступность образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии.

 До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве.

Лубки полюбились и в России сразу же и всем без исключения. Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях.

Есть документы, свидетельствующие, что у патриарха Никона их было двести семьдесят штук, большей частью, правда, еще фряжских. А царевичу Петру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста. Причин столь стремительной и широкой популярности нехитрых вроде бы картинок несколько.

…лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией), художественную литературу — в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести.

Приключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, сказки, песни, пословицы. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет, сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.

Были толкующие священное писание, изображавшие крупнейшие монастыри и города. Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы. Были и злейшие сатиры.

В России XVI века, начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».

В XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.

… И сегодня художники вновь и вновь обращаются к этому вроде бы позабытому жанру. Среди них видное место занимает Сергей Трубников ( г. Москва), чьи работы вы сможете увидеть в нашем музее.

 

Источник : Краеведческий музей

Традиционный женский костюм с.Колыбельское на выставке «Сохраняя традиции: от истории до современности»

Традиционный женский костюм с.Колыбельское Чаплыгинского района  занял свое почетное  место на выставке «Сохраняя традиции: от истории до современности» в рамках Церемонии открытия Года культурного наследия народов России в Липецкой области, на которой были представлены три тысячи уникальных экспонатов.

Технология изготовления традиционного женского костюма с.Колыбельское Чаплыгинского района внесена в реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

Юбилейный логотип

Друзья, мы напоминаем, что работы на конкурс логотипа празднования 195-летия со дня рождения П. П. Семенова-Тян-Шанского принимаются  до 11 марта. А это значит, что остался всего месяц!

Не упускайте шанс создать уникальный логотип, который будет целый год размещаться на всех материалах, связанных с празднованием юбилея, украсит самые главные мероприятия нашего музея в этом году, а также будет опубликован в СМИ с указанием авторства.

Победитель получит графический планшет для дальнейшего развития своего творчества и год бесплатного посещения музея-усадьбы. Не менее ценный приз достанется «народному» победителю. Какой — расскажем позднее.

Подробные условия участия: vk.com/wall-72780524_2962

Подать заявку: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdBb_h5CvjTD..

Источник: Музей-усадьба П.П.Семёнова-Тян-Шанского

О жизни крестьян черноземной губернии

В своем очерке о жизни крестьян черноземной губернии ( в том числе и нашего уезда) » Жизнь Ивана» замечательный этнограф, учёный, исследователь- Ольга Петровна Семенова- Тян- Шанская так описывает крестьянскую избу — «От шести до девяти аршин в квадрате. Окна два. Сенца обыкновенно рубятся из деревьев потоньше и похуже. Прямо против входной двери в сенца — другая дверь, выходящая на двор; при входе в избу налево от двери — лавка, называемая конник (иконник или оконник). Лавка под окнами (самая длинная из всех лавок в избе) называется передняя лавка. В углу, образуемом передней лавкой и конником (над лавками, разумеется), помещаются на полке иконы. Лавка, находящаяся у стены, противоположной той, к которой прислонен конник, называется судником.   В правом дальнем углу избы находится печь, либо «белая» (с трубой), либо «черная» (без трубы). Печь сложена из кирпича и снаружи выбелена. Наверху печи (примыкает к полатям) место, где можно лежать (лежанка). Когда топится «черная печь», то обыкновенно отворяется дверь в сенцы. Это вытягивает дым до высоты двери, а выше он стелется синевато-белым пологом, в котором ничего не видно.   Высота двери — это рост среднего или небольшого человека. Гораздо чаще небольшого, так что приходится нагибаться, входя в избу (вся вышина избы два с половиной аршина). Стоять в избе порядочного роста человеку во время топки очень трудно, так как глаза его находятся в едком пологе дыма. Дай под пологом, сидя на лавке, все-таки ощущаешь едкость дыма на своих глазах. Я, по крайней мере, не могу пробыть в курной избе, когда топится печь, долее десяти минут, а крестьяне привыкают. Есть старики, которые не слезают с печи во время ее топки (то есть лежат в самом густом пологе дыма), но я думаю, они лежат с закрытыми глазами. Когда печь истопится, закрывается заслонка и «все тепло тут». Как говорят мужики, они того мнения, что черные печи гораздо теплее белых. Я не знаю, теплее ли, но ощущала, что после закрытия заслонки дым долго еще щиплет глаз.   Топят у нас соломой. Самая лучшая солома для топки — это ржаная, а овсяная и просовая — гораздо хуже. Крестьяне с вечера подстилают себе солому, чтобы спать на ней. Утром солому сжигают в печи, а к вечеру подстилают свежую. Таким образом у крестьян получается очень гигиеничная подстилка для спанья, но ведь это только в урожайные годы. Совсем не то бывает в такие годы, когда соломы для топки не хватает (она вся идет скоту, причем еще иногда и крыши раскрывают, чтобы не поморить голодной смертью скот). В такие годы спят на своей одежде, а печь топят сухим навозом («котяхами») или разным бурьяном — репьями, татарником, крапивой. В такие годы и болезней среди крестьян больше (отчасти благодаря отсутствию гигиенической постели), и глаза гораздо более портятся. В голодные (1891-1892) годы в двух маленьких деревушках (по пятнадцать дворов каждая) «ослепло» человек около десяти от топки. Топка эта была — сухой навоз и всякий бурьян, собранный по межам, дорогам, оврагам. Дым от такой топки был настолько едок, что у вышеупомянутых ослепших (преимущественно стариков и детей) на глазах образовались бельма. Всех этих больных свезли впоследствии в городскую земскую больницу, но трем из них так и не удалось вернуть зрение.    Возвращаюсь к избе.   Лавка, идущая от печки к стене, где находится дверь в избу, называется задником. Лавка, образующая с ней угол, называется приделок. У угла печки вбит в землю столб (вышиною в дверь), столб этот поддерживает брус, который другим своим концом лежит на бревне избы над самой дверью. Между брусом и стеною намощены доски — это полати. На печке обыкновенно спят старики или маленькие дети. Остальные члены семьи размещаются на ночь на полатях, заднике, приделке, коннике и суднике.   В углу, образуемом конником и передней лавкой, стоит стол. В избе бывает еще обыкновенно переносная недлинная лавка (или две), которая приставляется к столу во время обеда и ужина. Пол бывает земляной или дощатый (черный и белый). Мостится пол на перерубах. Доски идут поперек избы, то есть параллельно той стене, в которой находится входная в избу дверь. Под полом бывает обыкновенно вырыта яма (наподобие погреба). Туда спускается лестница (через отверстие в полу, обыкновенно закрытое досками). Яма эта называется подполье, «подпол», и туда обыкновенно ссыпается картошка. К стене избы над судником прибиты полки, на которых стоит посуда (горшки).   Потолок утверждается на матице. Матица идет поперек избы, а доски мостятся параллельно той стене, в которой находятся окна. Сверху (на чердаке) доски замазываются глиной, затем насыпается сухой лист, а затем земля. Крышу поддерживают стропила и угольники. На них (поперек) укрепляется «складник». На него накладывается хворост (решетник), а затем уже солома. Рамы в окна и двери крестьяне покупают отдельно (притолка для двери рубится заодно с избою).   Устройство (внутреннее) каменной избы одинаково с деревянной. Таково же устройство и мазанки (которые благодаря своей сравнительной дешевизне все более и более распространяются). Мазанка делается так: вбиваются в землю квадратом столбы и пространство между ними «забирается» забором, то есть забивается толстыми досками или брусьями дерева и замазывается глиной. Мазанка белится и снаружи и изнутри.   Крестьянский двор — плетеный. Соломенный навес над ним поддерживается нетолстыми срубами, называемыми «подсохи» (кроется двор соломой точно так же, как и изба). Двор квадратный — в квадрате от десяти до двадцати пяти аршин. В углах двора пространство между подсохами забивается нетолстыми досками, это «катухи» для скотины. Бывает от одного до четырех «катухов». Под навесом двора хранятся сохи, телеги, бороны, сани.   Затем если крестьянская изба не в два сруба (что, к слову, почти всегда и бывает), то у крестьянина бывает клеть, или амбарчик (по нашему, местному, — «хатка»), для того, чтобы складывать туда зерно, муку, одежду, бабьи сундуки, обувь и разные предметы домашнего обихода. Хатки бывают квадратные от трех с половиной до семи аршин в квадрате. В них бывает обыкновенно одно крошечное оконце, обращенное к избе, то есть на улицу. Хатки обыкновенно ставятся против изб в ряд, так что ряд изб и ряд хаток — образует деревенскую улицу.   Обыкновенно перед хатками и перед избами посажены ивы (по-местному «лозины»); за тем, чтобы перед избами сажались лозины (антипожарная мера), следят урядники. Благодаря этим лозинам (достигающим очень почтенных размеров) некоторые деревушки чрезвычайно живописны.   Внутри хатки, по ее стенам, расположены лавки, а над ними на стенах прибиты полки. В хатках спят весной, летом и осенью. Хатки чаще всего мазаные, но бывают и рубленые, и даже каменные с железными крышами и дверями (у кулаков).   За крестьянскими дворами — огороды и риги. Требуется, чтобы риги стояли не ближе чем на тридцать саженей к избам и чтобы вокруг них тоже были насаждения лозин. За этим тоже следят урядники. Риги кроются как избы (соломой), только складник утвержден не на угольниках и стропилах, а на «быках». В ригу ведут ворота. В риге зимою молотят (также и летом в дождливую погоду). Так как при закрытых воротах в риге темно, то в ней летом спят, чтобы избежать мух (на полу на соломе).   Если сени у избы широкие, то в них ставятся иногда бабьи сундуки и вешаются хомуты.   При избе всегда бывает погреб («погребица»). Помещается она обыкновенно очень близко к избе. Она крыта соломой, вроде шалаша, в нее ведет дверь, а затем спуск — лесенкой. В погребице хранится молоко, редька, свекла, капуста, моченые яблоки, солонина.   Зимою в избе ютятся овцы, держат только что отелившихся коров, опоросившихся свиней с их потомством (если в «катухах» холодно). Куры зимой живут на дворе, где им под крышей устраивается насест.   Прежде деревянные избы были преимущественно дубовые, а теперь уж ставятся преимущественно лозинные. В некоторых деревнях более половины изб кирпичные. С постоянными разделами и дроблением имуществ стали, как я уже говорила, распространяться мазанки.   У многих крестьян нет риги, или хатки, или даже двора».

Источник: Краеведческий музей

Акция «Книга – лучший подарок»

Сегодня в детской библиотеке стартовала акция «Книга – лучший подарок». У вас есть книги, которые вы прочитали и готовы ими поделиться? Вы можете принести их в библиотеку и взамен выбрать другие книги. Ждём вас с 11 по 15 февраля с 9 до 18 часов. Пусть книга нас объединяет!

Мы из Раненбурга. Василий Липатов

Композитор, пианист В. Н. Липатов родился 7 (8) февраля 1897 года в г. Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин). Его предки были крепостными музыкантами. Отец, Николай Андреевич, окончил Рязанскую духовную семинарию, был регентом (руководителем церковного хора) Никольского храма в Раненбурге (ныне Чаплыгин). Мать, Анна Андреевна (урожденная Попова), занималась домом и воспитанием детей. Василий был старшим ребенком. Всего же в семье было 13 детей, двое последних умерли в младенчестве.

В 1900 году семья переехала в Данков, где отец получил должность регента Тихинского собора, а также стал преподавать пение в местной гимназии.

С детства Василий Липатов пел в церковном хоре при Тихинском соборе. Преподаватель музыки Зинаида Островская, дочь данковского купца Петра Голева, учила его игре на фортепиано. Впоследствии он ей подарил свою фотографию, датированную 1916 годом.

После окончания Данковского духовного училища в 1910 году Василий Липатов поступил в Рязанскую духовную семинарию. Здесь его заметил руководитель Рязанского губернского музыкального общества, известный певец Н. И. Мордвинов, уроженец хутора Утес Данковского уезда Рязанской губернии (ныне пос. Садовый Данковского района). В 1913 году на благотворительном концерте в Данкове Василий Липатов аккомпанировал Н. И. Мордвинову, играл сольные произведения.

С началом Первой мировой войны В. Н. Липатов, бросив семинарию, поступил на юридический факультет Московского университета. Но вскоре его призвали в армию и после окончания Одесской школы прапорщиков отправили на фронт.

В 1918 году он вернулся в Данков, стал работать внешкольным инструктором, учителем музыки, принимал активное участие в общественной жизни города, был избран военным комиссаром и заведующим ЗАГСа.

С началом Гражданской войны В. Н. Липатов был мобилизован в ряды Красной Армии. С 1919 по 1923 годы он служил командиром взвода, руководил военным духовым оркестром.

 

В 1922 году Василий Липатов вернулся в родной Данков, но вскоре уехал в Петроград с рекомендательным письмом Н. И. Мордвинова к А. К. Глазунову, ректору Петроградской консерватории. В. Н. Липатов был принят в консерваторию на композиторское и фортепианное отделения. Учился он по композиции у М. И. Штейнберга (1922-1924), а по классу фортепиано – у Н. Рихтера. Во время обучения в консерватории Василий Липатов жил в семье Катоминых. Условием проживание было – заниматься музыкой, пением с их дочерью, 13-летней Линой, которая через год, получив хорошую подготовку, была принята в известный цыганский хор Алексея Масальского. Чтобы заработать на жизнь Василию Липатову приходилось аккомпанировать певцам, сочинять для них песни и петь самому.

После встречи с С. Есениным весной 1924 года в Петрограде Василий Липатов написал музыку на его стихотворение «Письмо матери». «Письмо к матери» потрясло его, – вспоминала известный петербургский музыковед С. Хентова. – Он сочинил мелодию за один день. Кто-то из знакомых певцов захватил с собою ноты, разучил песню и исполнил. Ноты стали переписывать от руки. Не прошло недели, как «Письмо к матери» запели в Москве, в Одессе. Чувствительная, душевная мелодия с интонациями городского «жестокого» романса и наивной деревенской импровизацией отвечала потребностям людей в интимной лирике».

Композитор А. К. Глазунов в одной из дискуссий с противниками лирической музыки сказал о песне «Письмо к матери»: «Я бы подписался под этой мелодией! Это – русская «Ave Maria». Вот так надо писать!».

Композитор-песенник В. П. Соловьев-Седой вспоминал: «Особым, невиданным, шумным и, я бы даже сказал, скандальным успехом пользовалась в конце двадцатых годов знаменитая песня «Письмо матери». Песню эту, в меру сентиментальную и хорошо сделанную на замечательный есенинский текст, подхватили десятки, сотни, тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе, такой «пивнушки», где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал знаменит, популярен, любим. Пришел достаток, можно было бросить и музыкальную школу, и работу аккомпаниатора и заняться, наконец, любимым делом – сочинением музыки… Но в начале тридцатых годов, когда усилилась борьба с упадочными настроениями среди молодёжи, «Письмо матери» практически не исполнялось. Липатов это тяжело переживал…». Романс «Письмо к матери» был первым обращением композиторов к творчеству С. А. Есенина.

Романс «Письмо матери» стал коронным номером 16-летней Лины Катоминой-Масальской, которая вскоре покинула хор Масальского и составила с Василием Липатовым творческий и семейный дуэт.

В декабре 1925 года В. Н. Липатов собирался приехать на Рождество в Раненбург, куда двумя годами раньше вернулись его родители (в Данкове закрыли собор в котором его отец был регентом) и Николай Андреевич вновь стал регентом в Никольской церкви. В Раненбург Василий Липатов поехал с Ваганьковского кладбища, с похорон Сергея Есенина. И только на исходе зимы 1926 года Василий Николаевич вернулся в Ленинград.

В 1927 году В. Н. Липатов окончил Ленинградскую консерваторию, но только по классу фортепиано, в дипломе его записано: «Пианист-художник». На выпускном концерте 13 июня он исполнил «Токатту» Р. Шумана и «Корильон» для рояля С. М. Ляпунова. Преподавал в музыкальных школах Ленинграда, был аккомпаниатором в различных музыкальных учреждениях.

В 1929 году Василий Липатов создал на стихи С. Есенина фортепианно-вокальный реквием «Соловьиная кровь» в 10-ти частях: «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Не криви улыбку», «Клен ты мой опавший», «Пой же, пой!», «Корабли плывут в Константинополь», «Несказанное, синее, нежное», «Прощай, моя голубка», «Цветы мне говорят-прощай», «До свиданья, друг мой, до свиданья», сюда же вошло и «Письмо матери».

В 1930-х годах Липатову разрешили заниматься обработкой фольклора.

С 1941 года В. Н. Липатов выступал в составе творческих бригад на фронте. В 1942 году он вывез из блокадного Ленинграда умирающую от истощения жену в Киров (Вятку). В 1943 году они уже выступали вместе в местном концертно-эстрадном бюро. В 1942-1945 годах Василий Николаевич работал сотрудником Эстрадбюро и Областного отделения искусств в Кирове, писал песни и музыку к драматическим спектаклям местных театров: «Молодая гвардия», «Где-то в Москве», «Осада Лейдена».

После войны он вернулся в Ленинград. Первый выход на сцену состоялся в апреле 1949 года на вечере композиторов с лирической песней «Та, в чьи косы я влюблен» на слова Н. Рыленкова.

В. Н. Липатов – автор песен и романсов, в том числе «Сирень» на слова Е. Долматовского; «Коптилка» на слова И. Эренбурга (посвятил брату Анатолию, погибшему на фронте); «Советская армия», «На селе горят огни», «Тишина», «Цветет черемуха», «Ласточка моя» на слова Н. Глейзарова. Композитор тесно сотрудничал и с другими известными поэтами того времени: А. Чуркиным, М. Исаковским, А. Сафроновым, А. Твардовским, С. Фогельсоном, Н. Рыленковым и другими. Им была написана музыка к более, чем ста песням, издано же около сорока. Это были песни о героическом прошлом страны, о Красной Армии, комсомоле, любви.

В. Н. Липатов автор большого количества танцевальных мелодий, вальсов, фокстротов, полек и других танцев. Уделял он внимание и народной музыке. Им было написаны: две фантазии для гуслей и оркестра народных инструментов (1948, 1950); три фантазии на русские темы для балалайки (1925, 1930, 1935); обработано более 80 народных песен для солистов и хора.

В. Н. Липатов также часто аккомпанировал на концертах; будучи пианистом-виртуозом знал, как создать настроение, поэтому выступать с ним считалось большой удачей. Из воспоминаний композитора В. П. Соловьева-Седова: «Одной из колоритнейших фигур, запомнившихся мне с юности, был высокий худощавый блондин Василий Николаевич Липатов. Он был лет на десять старше меня и уже успел «проесть» передние зубы и поэтому старчески шамкал…. Выступать с Липатовым было легко и приятно. Актеры чувствовали себя на эстраде уверенно, хотя знали, что Василий Николаевич строг в своих суждениях и часто говорит о вокалистах откровенно всё, что думает. Но «дяде Васе» всё прощалось, так как он, как немногие, обладал огромной интуицией и часто буквально спасал певца, если тому было трудно справиться с каким-нибудь фортиссимо или пианиссимо».

До и после войны Василий Николаевич вместе с семьей неоднократно приезжал в Чаплыгин к своему двоюродному брату – музыканту Юрию Михайловичу Липатову. В начале 1960-х годов В. Н. Липатов выступил с концертами в Раненбурге и Данкове, где состоялись три его концерта.

Умер В. Н. Липатов 17 февраля 1965 года в Ленинграде, похоронен на Северном кладбище.

Книга — дар бесценный

14 февраля отмечается Международный День дарения книги – один из самых молодых праздников в календаре. Он отмечается с 2012 года. Этот праздник объединяет всех, кто не только сам любит книги, но и дарит возможность чтения другим людям. В нем ежегодно принимают участие жители более 30 стран мира, включая Россию.
В рамках VI общероссийской акции «Дарите книги с любовью», приуроченной к Международному дню книгодарения, в Чаплыгинской межпоселенческой библиотеке с 10 по 14 февраля проходит благотворительная акция — книговорот «Книга — дар бесценный».
В дни акции на выставке представлена литература для обмена разнообразных жанров – произведения русских классиков, детективы, любовные романы, фантастика, научно-популярная.
У данной выставки с посетителями проходят беседы. Присутствующие с интересом слушали сообщение об истории праздника и о традиции проведения книжного обмена в библиотеке.
Каждый выбрал для себя книгу, а особенно понравилось делать выбор вслепую. Библиотекари для новичков проводили экскурсию по обновленным залам библиотеки.
Мы надеемся, что День дарения книг стал для жителей нашего города и района возможностью проявить добро. Не стоит забывать о том, что книга – это великий дар, способный творить чудеса. И каждый может подарить это чудо всем окружающим.
Присоединяйтесь к Международному дню книгодарения, приобщайте друзей и родных, отмечайте праздник с радостью!

Там чудеса, там Леший бродит…

В Доме кукол часто прослеживаются темы сказок А. С. Пушкина…

» Там чудеса, там Леший бродит…» — повествует нам уголок театральной экспозиции выставочного зала.

— «Там ступа с Бабою — Ягой идёт, бредёт сама собой …»

продолжают сказочную тему авторские работы Екатерины Котовой…

 

В кукольном домике живут персонажи созданные мастерицей Светланой Агаповой — Ткачиха , Повариха, сватья Баба — Бабариха.

В сказочном сундучке можно полюбоваться Шамаханской царицей, встретить князя Гвидона и других героев сказок.

Приходите в гости к нам, с нами интересно!

ПАМЯТИ ГЕНИЯ….

10 февраля 1837 года остановилось сердце Александра Сергеевича Пушкина.
Его вклад в нашу культуру неоценим, он стал неотъемлемой частью национальной культуры, ее высокой мифологии, ее текста.   Именно он показал все замечательные достоинства великого русского языка, сделал доступным русский язык народу, искусно соединил литературную и разговорную речь, явив миру достоинства и красоту национальной жизни, по-новому осветив общечеловеческие ценности.
Передавая состояние, овладевающее при чтении шедевров гения поэт, Аполлон Николаевич  Майков писал:
Его стихи читая — точно я
Переживаю некий миг чудесный:
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё — восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!
Именно Пушкин создал неподражаемые поэтические образцы.  Его перу принадлежит первый русский роман в стихах «Евгений Онегин», ставший вместе с «Капитанской дочкой», великими поэмами «Полтава», «Медный всадник», вместе  со сказками и другими шедеврами капищем национального самосознания.  Творчество А.С. Пушкина является национальным достоянием и имеет поистине мировое значение.
В нашей библиотеке много разных произведений А.С. Пушкина.. Приходите в детскую библиотеку! Каждый из вас сможет подобрать себе интересную книгу из нашего книжного фонда! 

Развлекательная программа «Не скучное приключение Кнопы и её друзей «

Весёлое, задорное, и, поистине, не скучное мероприятие для детишек и их родителей прошло в Доме культуры села Дубовое! Радость, звонкий смех, море улыбок и хорошее настроение было у всех присутствующих!

«Наши руки, не для скуки!»

Пол зимы позади —

Это радостно люди!

Значит всё впереди

И весна скоро будет!

И мы уже начинаем готовиться к встрече Масленицы!
В Доме кукол идёт подготовительная работа к мастер — классам по текстильным куклам весеннего календаря.
Пополняются «запасы» сувенирной продукции.
Одним словом: — «Наши руки, не для скуки!»

«Пока в России Пушкин длится…»

Пусть нас увидят без возни,

Без козней, розни и надсады,

Тогда и скажется: «Они

Из поздней пушкинской плеяды».

Я нас возвысить не хочу.

Мы — послушники ясновидца…

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.

 

10 февраля в России отмечают День памяти А. С. Пушкина.

Именно в этот день 10 февраля 1837 года погиб на дуэли Александр Сергеевич Пушкин — гений русской поэзии. После ранения, полученного в ходе дуэли у Черной речки, поэт прожил почти двое суток. К этой дате в детской библиотеке оформлена книжная выставка «Пока в России Пушкин длится…».

История утюга. Экскурсия в прошлое в Поселенческом центре культуры и досуга с.Ломовое.

В 1636 году утюг был внесен в специальную книгу расходов при царском дворе, с тех пор считают, что 10 февраля — День рождения утюга. Неудивительно, что его могли себе позволить приобрести только состоятельные люди.

На Руси до появления утюга ткань разглаживали также сковородой, нагретой на горячих углях или рубелем – приспособлением из рифленой деревянной доски и скалки. Вещь, которую необходимо было погладить, наматывали на скалку и катали по ней доску.

В 18 веке пользовались духовыми утюгами, у которых откидывалась крышка для загрузки угля, для раздувания углей нужно было периодически дуть в боковые отверстия на утюге. Раскаленные угли засыпали внутрь утюга. Но дым и копоть мешали гладить. Тогда утюг оснастили дымоходом. Кузнецы украшали утюги вензелями и фигурами античных героев, птиц и животных. А народ с помощью утюга выводил тараканов. Для этого избу с утра не топили, а вечером нагревали утюг и уходили к соседям.