Мастера

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Ивлева Валентина Ивановна и Воронежцева Лидия Васильевна
Мастерицы — реконструкторы Колыбельского национального костюма. Передают свое мастерство своим детям, внукам, записывают видео с мастер-классами по вышивке рушников, полотенец и узоров традиционной одежды.

Технология изготовления традиционного женского костюма с.Колыбельское Чаплыгинского района внесена в реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

Выставка декоративно-прикладного искусства

«Чаплыгинский район глазами туристов»

Гаранич Наталья Владимировна

Наталья Владимировна занятию творчеством обучалась самостоятельно. С самого детства увлекается вязанием спицами. Профессиональное обучение получила в Александро-Невской школе искусств по направлению-коклюшечное кружево.  Освоила многие виды и техники декоративно-прикладного искусства.

Выставка декоративно-прикладного искусства

«Чаплыгинский район глазами туристов»

Зотова Светлана Сергеевна

Мастерица-кукольница. Изготавливает куклы и игрушки в различных техниках. Также занимается реставрацией старых кукол.

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Короткова Александра Константиновна

Александра Константиновна увлекается вязанием с детства, овладела многими техниками. Благодаря Ермоловой Людмиле Викторовне научилась вязать мягкие  игрушки.

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Котова Екатерина Валерьевна

Художник по народным промыслам и изготовлению сувенирной продукции. Увлечение рисованием стало не единственным занятием Екатерины, еще в юности открылся многогранный творческий потенциал: лепка из полимерной глины, создание цветов и картин из натуральной кожи, изготовление кукол в технике грунтованный текстиль.

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»
Кочеткова Светлана Юрьевна

Светлана Юрьевна  на протяжении 23 лет учит детей работать с глиной, знакомит с народными промыслами Дымковских, Филимоновских, Каргопольских, Тверских и Романовских мастеров. Также в качестве хобби занимается вышивкой картин из шёлковых лент и оформляет росписью и шёлковыми лентами фужеры и графины.

Выставка декоративно-прикладного искусства

«Чаплыгинский район глазами туристов»

Куликова Надежда Николаевна

Надежда Николаевна прекрасно вяжет в любых техниках, посвящает любимому занятию все свое свободное время. Радует своими работами родных и близких.

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Медведев Сергей Матвеевич
Мастер резьбы по дереву. Вся его наличность на виду: деревянной резьбой, скульптурой украшен скромный дом у дороги, мимо которого невозможно проехать без удивления и восторга. Люди останавливаются, восхищаются живописной усадьбой, и конечно фотографируются. Его дом и усадьба неоднократно признавались лучшими и образцовыми, в том числе и в областном масштабе. Так что и увлечение жизни, и слава всё-таки нашли его. Уже лет двадцать занимается он любимым делом, вынашивает идеи, образы и с волнением в сердце приступает к каждой новой работе: ведь всё на интуиции, предвосхищении того, что выйдет из-под его резца… 

В декабре 2021 года резьба мастера внесена в реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

 

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»
Фолк-урок«Путешествие в русскую горницу» для чаплыгинцев и гостей города сегодня проводят Ольга Анатольевна Мерзликина и Светлана Анатольевна Гусева.

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»
Овчинникова Марина Павловна
Марина Павловна стала увлекаться творчеством совсем недавно, училась всему самостоятельно, по видеороликам из интернета, но уже освоила многие виды декоративно-прикладного творчества, среди них японская техника «Кинусайга».

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Пирогов Виктор Викторович

Мастер плетения из лозы. В его умелых руках любой прутик станет произведение искусства. Виктор Викторович еще в молодости увлекся лозоплетением и сейчас передает умение своим детям.

 

Путятин Николай Иванович

Николай Иванович вяжет крючком половики из различных материалов: пряжи, обрывков ткани и даже пакетов. Вязать крючком его научила мастерица Соловьева Лидия Васильевна, а он в свою очередь с удовольствием передает свое мастерство на районных фестивалях и конкурсах.

Выставка декоративно-прикладного искусства

«Чаплыгинский район глазами туристов»

Пятых Лариса Степановна

Мастерица по прядению пряжи на самопряхе. Также Лариса Степановна владеет вязанием крючком и на спицах. С большим удовольствием передает свое мастерство подрастающему поколению.

 

 

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Седых Сергей Анатольевич

Мастер исторической реконструкции средневековья IX-XI в.в. Сергей Анатольевич является руководителем клуба военно-исторической реконструкции «Ранова» г.Чаплыгин. 

 

Выставка декоративно-прикладного искусства

«Чаплыгинский район глазами туристов»

Сметанина Наталья Ивановна

Мастерица владеет многими видами декоративно-прикладного творчества, различными техниками выполнения. Наталья Ивановна изготавливает настоящие шедевры из фоамирана, шпагата и кофе.

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Сундеева Вера Николаевна

Мастерица-кукольница. Вера Николаевна создает куклы в народном стиле. Считает, что такие куклы являются оберегами от злых духов. 

 

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»

Торопчина Алла Анатольевна

Алла Анатольевна овладела многими видами декоративно-прикладного творчества, выполняет свои работы из различных материалов и в разных техниках. Особенно любит использовать в своих работах природный материал. 

 

Выставка декоративно-прикладного искусства
«Чаплыгинский район глазами туристов»
Тюриков Михаил Вячеславович
Кузнец художественной ковки. Михаил давно и успешно занимается любимым делом. Вместе с супругой Викторией создают настоящие шедевры из металла.

 

Выставка декоративно-прикладного искусства

«Чаплыгинский район глазами туристов»

Чичинкина Татьяна Петровна

Татьяна Петровна увлекается творчеством с детства, самостоятельно освоила многие виды искусства, научилась создавать работы в различных техниках.

О прошлом память сохраняя…

Фестиваль событийного туризма «Виват, Раненбург!» предоставляет возможность жителям и гостям города заглянуть в лучшие памятные места нашего края, узнать его трехвековую историю. Для гостей сотрудниками библиотеки подготовлена выставочная экспозиция » О прошлом память сохраняя…», рассказывающая об истории города и Раненбургского уезда начиная с 17 и заканчивая 21 веком, разработан цикл бесед по истории города, позволяющих познакомиться с наследием нашего края. В рамках фестиваля действует площадка «Тихозвучная лира Анны Буниной».

Гости в Краеведческом музее

Сегодня в рамках рабочей поездки в Чаплыгинский район Дом Меншикова посетила Депутат Госдумы от Липецкой области Татьяна Ивановна Дьяконова.

Татьяна Ивановна с удовольствием познакомилась с историей нашего края, крепости Ораниенбург, биографиями знатных земляков города, экспозицией музея…

IX Событийный туристический фестиваль «Виват, Раненбург! » объявлен открытым

Сегодня 3 февраля стартовал IX событийный туристический фестиваль «Виват, Раненбург!», посвященный 350-летию со дня рождения Петра Великого и Году культурного наследия народов России.

 Гостей праздника поприветствовали  Депутат Государственной Думы от Липецкой области Татьяна Ивановна Дьяконова и глава администрации Чаплыгинского муниципального района  Юрий Алексеевич Сазонов.

В первый фестивальный день для гостей состоялось театрализованное представление открытия фестиваля во главе с самим императором Петром I и его свитой. На сцене нового автоклуба выступил народный ансамбль русской песни «Раненбургские родники»  с концертом «Златая Русь». Перед входом в городской парк развернулась «Карусель мастеров» с сувенирной продукцией. В самом городском парке находилась детская интерактивная площадка с играми времен Петра I. Недалеко от городского ДК начала свою работу «Купеческая блинная» и «Раненбургская ярмарка» с ароматными угощениями, чаем. В городском Доме культуры весь день проходили экскурсии в иммерсивной форме, где при входе Вы попадаете в туристско-информационный киоск «Окно в Европу», а уже оттуда в гости к знаменитым известным землякам Раненбурга. На 2 этаже развернулась выставка мастеров декоративно-прикладного искусства   и объектов нематериального культурного наследия Чаплыгинского района. Для всех желающих проводились различные по своей технике и жанру мастер-классы, фолк-уроки…

Центр туризма на IX событийном туристическом фестивале  «Виват, Раненбург! «

Сотрудники Центра туризма приняли участие в театрализованном представлении об основании крепости Ораниенбург и ремесленном мастерстве в петровское время.

«Карусель мастеров»

Сегодня на площади города событийный туристический фестиваль собирает гостей.

Творческие работы декоративно — прикладного искусства ремесленников нашего края расположились на уличной площадке «Карусель мастеров».

Гостеприимство и радушие, веселье и яркие краски фестиваля ждут в эти дни гостей.

Информационно — краеведческая экскурсия     «Наследие малой родины храним»

У каждого человека есть своя «малая Родина» – место, где он родился и вырос: его дом, город, его край. Для нас такой «малой родиной» является наш город Чаплыгин (Раненбург). И именно ему была посвящена информационно — краеведческая экскурсия     «Наследие малой родины храним», проведенная  сотрудниками библиотеки для студентов агроколледжа группы 2–6 «Э» (преподаватель О.Е. Елецкая). Студенты совершили виртуальное путешествие совместно с библиотекарем по старинным улочкам Раненбурга, а также вспоминали историю родного города, знакомились с многочисленными легендами.

Ведущие поведали присутствующим основные вехи исторического прошлого города Чаплыгина (Раненбурга), рассказ ведущих сопровождался мультимедийной презентацией. Не осталась без внимания книжная выставка по краеведению «Наш край родной – большой страны частица», на которой была представлена викторина «Край мой – капелька России» на вопросы которой они отвечали с удовольствием. Викторина помогла обогатить свои знания о родном крае, пополнить копилку интересной информации о своей малой Родине, получить познавательные сведения о выдающихся земляках. 

Своим читателям библиотекари постарались донести такую главную мысль, что родину мы любим не потому, что она большая, а потому, что она своя.

Открытие выставки «Московские картинки»

Сегодня в Краеведческом музее состоялось открытие выставки Сергея Трубникова ( г. Москва) » Московские картинки», в рамках  событийного фестиваля » Виват, Раненбург!».

Учащиеся Кривополянской школы  познакомились с жанром лубка, которые сам автор называет московскими народными картинками. Лубок — особый жанр народного искусства, в котором работает всего несколько мастеров ,среди нихи и С. Трубников…

Тематический час « Дмитрий Иловайский – историк, педагог, публицист»

В выставочном зале «Страницы Истории», в  рамках IX фестиваля событийного туризма «Виват, Раненбург!», прошел тематический час, посвященный 190-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Иловайского. Участниками мероприятия выступили учащиеся школы № 2 города Чаплыгина (классный руководитель Ларина И.А.). Учащиеся познакомились с биографией Д.Иловайского, чье детство протекало в городе Раненбурге. Из видеофильма ребята узнали о педагогической и научной деятельности великого историка. Большой успех приносит ему изданная пятитомная «История России» (охватывающая период с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича), над которой он работал более 30 лет. Настоящую славу Дмитрию Ивановичу принесли составленные им гимназические учебники истории, по которым несколько десятилетий подряд училась вся Россия. Дмитрий Иванович Иловайский – патриот своей Родины, кроме любви к своей Родине ничего не знал, и знать не хотел. Служение Родине Дмитрий Иловайский посвятил всю свою жизнь, что является ярким примером для нас, земляков.

Игры времен Петра

В Городском парке в рамках IX фестиваля событийного туризма «Виват, Раненбург» состоялись игры времен Петра, в которых приняли участие все желающие.

Обзор книг «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

3 февраля в детской библиотеке в рамках фестиваля «Виват, Раненбург!» проведен обзор книг на тему «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». Дети послушали рассказ о патриотической деятельности первого русского императора, познакомились с книгами о Петре 1. Вниманию наших читателей были представлены книги «Эпоха Петра», «Пётр 1», «Как Пётр 1 в Европу за науками ездил», «Рассказы о Петре Первом» и другие.

«Дмитрий Иловайский — историк, педагог, публицист»

В рамках IX событийного фестиваля «Виват, Раненбург!» на первом этаже  Городского  культурно — досугового центра работает площадка «Дмитрий Иловайский — историк, педагог, публицист», посвященная 190- летию со дня рождения знатного земляка. На выставке представлены книги Д.Иловайского «Царская Русь», » Собиратели Руси», «История России», газета «Кремль» и другие материалы, которые рассказывают о происхождении государства «Русь».

Познавательный час «Мы — частица великой культуры»

Русский народ имеет очень богатую культуру и интереснейший фольклор, поэтому быт и традиции наших предков интересны и многогранны. В Лозовской сельской библиотеке прошёл познавательный час «Мы — частица великой культуры»  в рамках Года культурного наследия народов России. В ходе мероприятия были представлены материалы, отображающие великую культуру наших народов. Библиотекарь познакомила с традициями и обычаями русского народа. Но не менее важна и нематериальная часть наследия – это устное народное творчество: пословицы, поговорки, обряды, игры, песни, баллады, сказки. Вместе со школьниками вспоминали наиболее употребляемые в быту пословицы и поговорки.

Библиотека. Центр живого общения.

В  центральной районной библиотеке организовано современное, технологичное полезное пространство ― территория неограниченного доступа к информации, знаниям и мультимедийному оборудованию, которое делает процесс обучения более увлекательным. Открытое размещение обновленного фонда, притягивает читателей к близкому знакомству с новинками чтения, не ограничивает в выборе и во многом повышает литературную эрудицию.
Благодаря масштабной модернизации библиотека преобразилась в полноценный центр чтения, досуга и получения знаний.

ФЕСТИВАЛЬ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА «ВИВАТ, РАНЕНБУРГ!»

Масштабный IX ФЕСТИВАЛЬ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА «ВИВАТ, РАНЕНБУРГ!», открывающий новый туристический сезон, продлится с 3 по 6 января. Четыре ярких фестивальных дня не дадут скучать посетителям и участникам — организаторами празднества подготовлена интересная и насыщенная программа, здесь каждый найдет занятие по душе.
Фестиваль предоставляет возможность жителям и гостям города заглянуть в лучшие памятные места нашего края, узнать его трехвековую историю.
В центральной межпоселенческой библиотеке и Городском культурно-досуговом центре идет монтаж и подготовка к этому событию.
Сотрудники библиотеки стараются вложить в этот праздник все гостеприимство, все радушие, чтобы гости города прониклись историей края, рассказали о нашей земле своим друзьям и знакомым и захотели вернуться сюда еще не раз.
Стать участником интерактивных экскурсий вы можете, посетив Чаплыгинскую центральную межпоселенческую библиотеку.

Виват Раненбург

3-6 февраля 2022 г в Чаплыгинском районе пройдет «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА», посвященная 350-летию со дня рождения великого реформатора Петра I, а также популяризации народного искусства и объектов нематериального культурного наследия района.

С 10:00-18:00 вы сможете посетить выставку ремёсел, уличную ярмарку, интерактивные площадки не только в центре города, но и в любом из музеев.

На выставке декоративно-прикладного искусства «Чаплыгинский район глазами туристов» в рамках IX ФЕСТИВАЛЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА «ВИВАТ, РАНЕНБУРГ!», посвященного Году культурного наследия народов России,  представлены объекты нематериального культурного наследия Чаплыгинского района, внесенные в реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

ТРАДИЦИИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В С. КРИВОПОЛЯНЬЕ ЧАПЛЫГИНСКОГО РАЙОНА

    Традиции резьбы по дереву в Липецкой области – явление сравнительно позднее. Специальной литературы, характеризующей особенности резьбы в Липецкой области, практически нет. Интерес к резным наличникам, карнизам и деревянным скульптурам появляется с середины ХХ века. Село Кривополянье Чаплыгинского района – одно из таких сел, где и сегодня окна домов украшают резные наличники. Село Кривая Поляна упоминается уже в Козловских писцовых книгах 1638-1639 годов. Жители села занимались преимущественно земледелием, частично – плотничеством. Некоторые уходили под Москву на торфяные работы. Основными промыслами Кривополянской волости были валяние сапог, выделка овчин, витье веревок. Работали артели плотников и каменщиков, извоз.

      Сельские постройки Раненбургского уезда представляли собой деревянные, низкие, крытые соломой избы. За неимением леса изба собиралась из разного дерева. У более зажиточных крестьян она состоит из двух половин – зимней с печью и летней, разделенных сенями. Окнами изба обращена на улицу, а сзади к ней примыкает плетневый, крытый соломой двор. В Кривополянской волости по сведениям 1904 года было 4 313 деревянных построек.

     В крестьянском искусстве резьбы по дереву особую роль играли резные наличники, обильно украшенные прорезной или рельефной резьбой. Также такую резьбу называют ажурной. С середины XVIII века в быту активно используются пиленые доски – основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом, используемым при работе, становится пила.

     По результатам экспедиции в ноябре 2021 года удалось выяснить, что практически на каждой улице села Кривополянье проживало несколько мастеров-резчиков. До сих пор дома в селе украшают наличники, вырезанные мастерами Алексеем Конновым, Виктором Михайловичем Демидовым (1955-2006), Николаем Степановичем Есиным (1935-2016), Иваном Павловичем Языковым (1937-2013). Наличники на окнах выполняли эстетическую и практическую функции. Жительница Тамара Васильевна рассказала о секрете наличников в доме, в котором она проживает сейчас (этим секретом с ней поделился мастер Алексей Коннов): чтобы вид наличников сохранялся, и за верхней, скрытой от ветра, частью не селились воробьи, туда кладут бутылки. Мода на резные наличники была в 60-80 гг. ХХ века, большинство домов построено именно в этот период. Основные узоры растительные, геометрические, реже встречаются зооморфные и орнаменты. Раньше наличники красили разными цветами, боковые части – голубым, зеленым. Впоследствии – только белым цветом.

    Все мастера были самоучками, учились друг у друга, а также перенимали друг у друга понравившиеся узоры. С этим связана схожесть узоров на многих домах по улицам Радина и Черешнева. На улице Черешнева жил мастер А. Коннов, образцы узоров которого чаще всего украшают окна. Название узоров, как и деталей наличников, зафиксировать не удалось. Лишь супруга покойного мастера И. П. Языкова назвала боковые части наличника «крыльями».

    Сегодня в селе Кривополянье проживают мастера Ю. И. Погонин (1948 г.р.) и С. М. Медведев (1953 г.р.). Юрий Иванович работал фельдшером на скорой помощи, резьбой по дереву увлекался еще с детства, перенимал мастерство от своего прадеда Месерева Алексея Максимовича. Юрий Иванович владеет разными видами резьбы: орнаментом, прорезной, объёмной. Он украшает фронтоны, карнизы домов, оконные проёмы. По словам Ю. И. Погонина, инструмент и настроение – самое главное в работе мастера по дереву.

    Сергей Матвеевич увлёкся резьбой «случайно», купил в далёкие 90-е гг. ХХ века стамеску на рынке, а затем и книгу А. Ф. Афанасьева «Резьба по дереву» [1]. Дом мастера Медведева – самый известный в Чаплыгинском районе и за его пределами. Расположенный рядом с трассой, он обильно украшен скульптурными предметами и резными наличниками: «Дом без наличника, он не дом». Верхнюю часть наличника Сергей Матвеевич называет «кокошник», карниз украшают «подзоры».

      В работе Сергей Матвеевич использует ольху, липу и другие лиственные растения. Липу он любит больше всего за то, что её древесина мягкая, мелкослойная и хорошо строгается. Для работы у мастера есть простейшие токарный и фрезерный станки, но больше он вырезает вручную с помощью ножа, резцов, клюкарзы и стамесок. Последних у него огромное количество. По его словам, собирал годами. В идеале древесину для резьбы заготавливают глубокой осенью, когда, по словам Сергея Медведева, «древесина спит». Так как у мастера нет специального приспособления для сушки, он складывает древесину под навес, где она «сушится временем».

      На некоторых улицах села Кривополянье деревянные наличники заменяют пластиковые окна. Жители отмечают, что ухаживать за наличниками сложно. Если нет мастера, ремонт они произвести сами не могут, поэтому снимают их. В некоторых домах и семьях, как, например, в семье Любови Максимовой, трепетно хранят, лишь иногда подкрашивая, деревянные наличники, как память об отце, мастере Николае Степановиче Есине (1935-2016), который их вырезал и просил сохранить.

На выставке декоративно-прикладного искусства «Чаплыгинский район глазами туристов» в рамках IX ФЕСТИВАЛЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА «ВИВАТ, РАНЕНБУРГ!», посвященного Году культурного наследия народов России,  представлены объекты нематериального культурного наследия Чаплыгинского района, внесенные в реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА С.КОЛЫБЕЛЬСКОЕ ЧАПЛЫГИНСКОГО РАЙОНА

Впервые сведения о женском костюме с. Колыбельское упоминаются в исследовании М.Н. Мерцаловой. По исследованиям этнографов, далекие предки жителей этого села были переселенцами из Литвы, с течением времени они обрусели, но в женском костюме сохранили главные элементы литовского — плиссированную юбку, называвшуюся в Колыбельском поневой, из одноцветной темно-красной шерстяной ткани, у рубашки — стояче-отложной воротник с острыми концами, форма которого поддерживалась специальным «ожерелком», бархатную «корсетку» и парчовый головной убор, существовавший теперь под названием «кичка». Неизменным элементом праздничного костюма молодой женщины была шейная «обмотка» (большая связка бус) с большим количеством лент.  В 1970 г. экспедиция под руководством автора побывала в Колыбельском. От местной жительницы Ф.Н. Ивлевой были записаны сведения о традиционном костюме. «Я у матери-то была одна, и снарядов (так в Колыбельском называли праздничный костюм, от слова «снаряжать»; «снаряжаться») у меня было много. Все ведь сами делали. Пряли шерсть на поневы, прясть-то я была мастерица — тонко, ровно пряла. Лен у нас здесь не сеяли, а к нам приходили коробейники, привозили и пряжу и кудель. Холсты все больше полульняные ткали. Ну а бархат на «корсетки», бусы, ленты, кички и кумач покупали. Бывало, в праздник нарядишься и пойдешь к матери в гости. А младшего, грудного ребенка берешь с собой — оставлять-то не с кем было. И так хорошо, приятно на душе, что ты не хуже других. А готовили-то «снаряды» все больше по ночам, зимой». «Снаряды» в с. Колыбельское носили лет до 35, а затем складывали в сундук для старшей дочери. Действительно, парчовая кичка могла украшать только молодое лицо. Свойство парчи таково, что она старит, или, вернее сказать, делает более заметными морщины и обесцвечивает старое лицо. Так, в существовавшем обычае носить этот костюм только в молодом возрасте сказывается эстетическое народное чутье.

       Детальное описание костюма с. Колыбельское было составлено специалистом Областного Дома народного творчества (ныне Областной центр культуры, народного творчества и кино) Л.Ю. Тихоновой (Люрис) в 1988 г.

 

          Технология изготовления женской рубахи.

          Стан рубахи изготовлялся из цельных полотен холста. Ширина полотна колебалась от 30 до 46 см. Верхняя и нижняя части рубахи изготовлялись из разных по качеству, цвету и рисунку тканей. Лиф рубахи состоял из 4-х продольных полотнищ одинаковой ширины, швы соединения полотнищ располагаются по бокам спереди и на спине посередине. Цвет рубахи в основном белый. К верхней части стана рубахи присоединялись рукава, состоящие из двух частей. Декор расположен на поликах, рукавах, воротнике. Вид декора – вышивка мелким крестом красными и черными нитками. Рисунок декора сочетает в себе линейно-геометрические и растительные орнаменты. По низу рукава пришивалась атласная лента и белое кружевное шитье.

         Технология изготовления женской поневы.

         Понева изготовлялась из мягкой шерстяной ткани, с крупными клетками из белых нитей, пропущенных на основе и утку. Величина складки была 10 см. Состояла из 10 полотнищ. Ширина тканей клетки 7-8.5 см. Низ поневы декорировался атласными лентами.

         Технология изготовления девичьей юбки.

         Девичья юбка изготовлялась из домотканой черной шерсти в мелкую клетку (по основе и утку пропускались 2 красные нити) 1 см. Юбка состояла из 8 полотнищ по 41,5 см, на гашнике плетеном в косу из зеленых и красных шерстяных ниток. По всей ширине заложены складки 6,5 см глубиной (сего 24 складки)

         Технология изготовления фартука.

      Фартук изготовлялся из атласа или шерсти. На шерстяных фартуках обычно выполнялась вышивка шерстяными нитками (желтыми, салатовыми, синими, оранжевыми, зелеными) геометрического орнамента. Длина фартука доходила почти до конца поневы. По низу фартука на расстоянии 12 см закладывались мелкие складки. Вдоль низа нашивались атласные ленты шириной 3 см.

         Технология изготовления нагрудника.

        Нагрудник или подживотник имеет форму жилетки, изготовлялся из синего, черного или зеленого атласа, простеган. Нагрудник спереди до запаха был 32 см длинной, запах 37 см шириной, 18 см до проймы, спинка высота 34 см, 40 см ширина.

          Технология изготовления кокошника.

       Верх кокошника изготовлялся из парчовых лент, раньше использовался церковный позумент. Спереди на кокошнике выполнялась пучки из шерстяных ниток, сзади нашивалась тесьма черного цвета, узором из восьмерок. По всему низу кокошника пришивался черный кантик. Обхват 57 см, высота кокошника 11 см.

          Технология изготовления позатыльника.

         Позатыльник надевался на кокошник, завязывался на лбу. Изготовлялся из красного ситца или сатина на прокладке. Украшался тесьмой, позументом, по краю пришивался шнурок для отделки, который мог так же использоваться в качестве завязок. Высота позатыльника 14 см, 54 см.

          Технология изготовления пука.

      Пук является затылочной частью головного убора полукруглой формы, подвязывается на шею. Изготовлялся из атласных лент, которые сворачиваются бантом длинной 12 см, между ними вставляются тонкие картонки. Пук раскладывается на столе веером, затем сшивается между собой. Концы остаются соединенными в узел и свободно свисают, длина 130 см. По центру пука пришивается собранные в цветок две полоски, одна шириной 10 см и длиной 85 см, другая шириной 6 см и длиной 25 см. Сзади между сгибами лент находится тонкий шнурок, завязанный узлом. Концы его 50 см завязываются под ошивком.

        Технология изготовления ошивка.

     Ошивок в с. Колыбельское изготовлялся в двух вариантах, из белой домотканой ткани с мелким узором, двойной и из малиновой шерсти, по краю украшенный розовой атласной рюшкой. Высота ошивка 11.5 см, ширина 34 см. Первый вариант украшен по краю белым шитьем присобранными на нитку, капроновым кружевом. По все длине вышивался узор мелким крестом красными и черными нитками. Второй вариант вышивался шерстяными нитками мелким крестом оранжевого, розового, фиолетового, зеленого, желтого цветов.

       Технология изготовления девичьего головного убора «алый».

 «Алый» – алая косынка, которой оборачивается прямоугольный лист картона. На него нашивается ленты собранные в складку, которая в свою очередь украшаются бахромой и атласными лентами, в центре бахромы пришивается пуговичка. К алому пришиты завязки с бахромой на концах.

На выставке декоративно-прикладного искусства «Чаплыгинский район глазами туристов» в рамках IX ФЕСТИВАЛЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА «ВИВАТ, РАНЕНБУРГ!», посвященного Году культурного наследия народов России,  представлены объекты нематериального культурного наследия Чаплыгинского района, внесенные в реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

МУРАЕВЕНСКАЯ ВЫШИВКА (ВЫШИВКА ПО ВЫДЕРГУ)

Одним из забытых художественных промыслов липецко-рязанского порубежья является мураевенская вышивка, получившая название по селу Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). Мураевенская вышивка относится к ажурному строчевому шитью, которое выполняется по сетке, образованной в результате выдёргивания продольных и поперечных нитей. В настоящее время работы ажурного шитья сохранилась в д. Рязанка Чаплыгинского района Липецкой области.
     В Рязанской губернии в конце XIX века О. П. Семенова — Тян-Шанская и сестры Н.Н. и О.Н. Шаховские (соседки по имению) создали женскую школу «кружевничества и рукоделий». Вышивка мураевенской школы экспонировалась на российских и заграничных выставках и славилась высоким качеством исполнения. После 1917 года школа была преобразована в артель «Свободный труд». В конце 1970-х годов артель перестала существовать.
      Этнограф О.П. Семёнова, обследуя в 1902–1904 гг. по поручению Русского музея район верховья реки Рановы, захватывающий смежные части Данковского и Раненбургского уездов, отмечает, что «работы строками с преобладанием орнамента византийского характера» встречаются в сёлах с однодворческим населением. Появление здесь белой строчевой вышивки, по-видимому, связано с заселением южной окраины Московского государства в XVI – XVII вв. служилыми людьми из северорусских областей, в XVIII веке причисленными к однодворцам.
    Для мураевенской вышивки характерна белая строчка по мелкой сетке, перевитой белой ниткой. Узорные заполнения просты и традиционны, выполняются в основном настилом, прямой и косой штопкой, воздушными петлями (паутинками), что придаёт узору нарядность за счёт игры плотных и разреженных частей рисунка. Часть рисунка может выполняться по неперевитой сетке, создавая впечатление неразреженной ткани. Иногда рисунок частично выполняется неотбелённой или цветной нитью. По контуру узора встречается гибкая обводка-цепочка, которая также могла выполняться цветной нитью. В зависимости от её назначения вышивка могла заканчиваться как прямой линией, так и фестонами (зубцами).
   В мураевенской вышивке встречаются геометрический орнамент, изображения коней, птиц, женщин, всадников и деревьев, фантастических животных – барсов, грифонов. Все эти мотивы – общерусские. Особенность вышивки в районе села Мураевня в том, что, распространённая в крестьянской среде на юге Рязанской губернии, она сохранила старинные мотивы и технику исполнения, присущие более для северорусских земель.
             Техники исполнения. 
    Запяливание ткани. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани по прямой нитке, а к двум остальным пришивали мешочки (также из плотной ткани), которые имели прорези, обмётанные на определённых местах петлёй. Через мешки пропускали прямые прочные палки; основные валики закрепляли в линейки колками; крепким шпагатом через отверстия мешков палки оттягивались к линейкам – и работа запялена. От правильного запяливания ткани зависело качество всей последующей работы.
            Подготовка сетки.
   После определения размера вышивки и количества клеток ткань продёргивают. Если нити ткани по утку и основе неодинаковой толщины, расчёт их по горизонтали и вертикали надо сделать разный, чтобы клеточки строчевой сетки были квадратные. На плотных тонких тканях расчёт нитей делают с помощью линейки или миллиметровки. Разметка на ткани места под вышивку обозначается с помощью накола толстой иглой отверстия, расположенного на расстоянии нескольких сантиметров от левого угла полотнища. От него вдоль двух сторон аккуратно подрезают и продёргивают по одной — две нити ткани. Затем швом «вперёд иголку» проходят по следу выдернутых нитей, то набирая, то пропуская определённое число нитей на иглу с толстой цветной ниткой: на месте будущей ячейки – на иглу, на месте столбика – под иглу и так далее по всей ширине рисунка.
         Для мураевенской вышивки использовалась мелкая клетка, состоящая из трех-пяти выдернутых и оставленных нитей ткани. Дойдя до конца линии и сверив число клеток с необходимым количеством ячеек в рисунке, размечают остальные стороны сетки. Потом нити, которые находятся на цветной нитке, подрезают. Для этого цветную нить нужно сильно оттянуть и осторожно подрезать лезвием те нити ткани, которые лежат на ней, но не вплотную к краю, а отступив внутрь сетки. Более быстрый способ подрезания нитей: набранные на толстую длинную иголку нити ткани рельефно выделяются, и по игле их легче срезать с помощью лезвия одним быстрым движением руки. Затем нужно аккуратно выдернуть подрезанные нити. В крайних клетках сетки выдёргивают на одну-две нити меньше, чем в остальных клетках, потому что при обмётке края гладьевым валиком нити затягиваются в него, и крайняя клетка кажется больше. В остальных клетках первой выдёргивают среднюю нить. Когда она выдернута, попарно выдёргивают соседние, что очень ускоряет работу. По воспоминаниям заготовщиц, занимавшихся дёржкой, в артели перед выдергом ткань обрабатывали парафином. Для работы были специальные столы, где ткань можно было прижать коленом и дёргать. Выдернутые нити на лицевой стороне первым делом обрезались. Обрезанные нитки клали в мешочек из ткани, пришитой к пяльцам, чтобы не мусорить. Ткань с продёрнутой сеткой запяливают в пяльцы.
         Нанесение узора «стлань».
    На перевитую сетку наносят узоры, используя различные приёмы: прямую и косую штопку, настилы, воздушные петли. Использование строчевых швов в одном вышитом изделии могло быть разным (например, ограничено двумя-тремя) и применялось в различных сочетаниях. В некоторых образцах мураевенской вышивки фрагменты узора заполняются стланью (плотной штопкой по неперевитой сетке). Стлань выполняется швом «штопка» по необвитой сетке ткани толстыми нитками так, чтобы поверхность мотивов орнамента имела вид целой, не разреженной структуры ткани. З.М. Шикунова подтверждала, что в некоторых узорах «шили и по неперевитому».
         Нанесение узора «настил».
    Настил полностью заполняет клетки рабочей нитью. Переплетая столбики сетки, рабочая нить укладывается плотными параллельными рядами в горизонтальном или вертикальном направлении. При выполнении настила столбики сетки набирают на иголку попеременно – иголка поверх первого столбика, затем проходит под вторым и так далее. Чем плотнее ложатся стежки друг к другу, тем рельефнее выделяется узор на сетке. В сочетании с ажурными разделками настилы образуют красивые декоративные узоры.
          Нанесение узора «гибкая обводка». 

    Гибкая обводка прокладывается по контуру узора. Выполняется она по принципу обычного настила путём переплетения столбиков сетки. Разновидностью гибкой обводки является цепочка, которая прокладывается в диагональном направлении. Цепочку можно прокладывать как по пустым клеткам, так и по заполненным штопкой

         Нанесение узора «паутинка».
  «Паутинка» в узорах используется как по отдельности, так и группами для заполнения фона. Способы выполнения зависят от количества петель и направления шитья. Этим швом можно заполнять клетки: через одну, рядами, группами по четыре клетки. Фон, заполненный воздушными петлями, получается очень лёгким и изящным. По словам носителей: «Паутинка делается на клетках как с обвивкой, так и без обвивки. Паутинку и обвивку выполняют катушечной нитью № 40».
        Нанесение узора «прямая штопка».
  «Прямая штопка» – это заполнение клеток сетки вертикальными и горизонтальными стежками. Получается прямой крестик. Выполняется она по перевитой сетке. Закрепив рабочую нить на пересечении столбиков сетки в правом нижнем углу заполняемых клеток, обвиваем горизонтальный столбик и протягиваем нить снизу вверх через необходимое по рисунку количество клеток. Закрепившись за верхний горизонтальный столбик, идём в обратную сторону, обвивая уже натянутую нить и фиксируя её на поперечных столбиках сетки. Затем переходим на соседний вертикальный столбик, делаем один виток вокруг него и натягиваем нить горизонтально, зацепляя за противоположный вертикальный столбик. Проводя нить в обратную сторону, обвиваем ее со всеми вертикальными нитями и столбиками сетки. В результате внутри каждой клетки получается прямой крести
       Нанесение узора «фестон».
    Очень часто мураевенская вышивка заканчивается не прямой линией, а фестонами. При обработке края фестонами (зубцами) сетка готовится на одну клетку больше, чем это требуется по рисунку. Когда сетка подрезана и выдернута или нанесён на сетку орнамент, намечают форму фестонов, т.е. толстой ниткой по крайним столбикам прокладывается толстая нить по принципу шва «роспись». Ею прошивают по клеткам швом «вперёд иголку». Возвращаясь обратным ходом, этой же рабочей ниткой прошивают пропущенные клетки. По этой линии обшивают край фестонов петельным швом. Ненужные по рисунку ткань и часть сетки срезаются только после того, как работа над изделием полностью завершена.

Благоустройство парка

Наши друзья и партнеры, Липецкое областное отделение РГО, получили грант Фонда президентских грантов на реализацию проекта «Семеновские волонтеры: восстановление и благоустройство парка в усадьбе П.П. Семенова-Тян-Шанского в д. Рязанка Липецкой области». Конечно же, наш музей заинтересован в его успешной реализации, тем более, что музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского является одним из ключевых партнеров этого проекта .

Проект является продолжением деятельности Липецкого отделения РГО по организации волонтерских мероприятий на территории парка усадьбы Рязанка. В 2018 году, также благодаря средствам Фонда президентских грантов, была расчищена часть парка, благодаря чему стали видны исторические аллеи и обнаружены некоторые виды растений.

В этот раз Фонд президентских грантов увеличил финансирование проекта почти в пять раз, выделив около 2,5 миллионов рублей. На эти деньги будут проведены научно-исследовательские работы совместно с Ботаническим институтом им. В. Л. Комарова РАН, а также будет расширена и благоустроена значительная территория усадебного парка.

Напомним, что парк усадьбы Рязанка является самым крупным по количеству видов древесно-кустарниковых растений на территории Липецкой области. На площади примерно в 14 гектар произрастают несвойственные для наших широт виды растений, которые были привезены из путешествий и посажены самим Петром Петровичем и членами его семьи.

Источник: Музей-усадьба П.П.Семёнова-Тян-Шанского

Новые экспозиции в Доме кукол

Вот и подошли к своему завершению праздники января, но впереди у нас много новых праздников, спектаклей и встреч с авторскими работами мастеров — кукольников.

В эти дни в Доме кукол много работы: идёт подготовка к участию в событийном туристическом фестивале – «Виват Раненбург!», посвященному Году культурного наследия России, а так же 350 — летию со дня рождения Петра Великого.

На смену новогодней выставки авторских работ «Новогодний калейдоскоп» оформляется тематическая экспозиция – «В гостях у императора».

 

В рамках празднования событийного туристического фестиваля «Виват Раненбург»,  Дом кукол приглашает с 3 февраля посетителей на выставку авторских работ «В гостях у императора».

 

Смена декораций в театральной комнате!

С 3 по 28 февраля посетителей ждём на новый кукольный спектакль – «Каша из топора».

Выставка «Московские картинки»

С 3 февраля в выставочном зале Дома Меншикова в рамках фестиваля событийного туризма «Виват, Раненбург!», посвященного Году культурного наследия народов России,  начинает работу выставка Сергея Трубникова «Московские картинки». Они выполнены в стиле лубка и сопровождаются авторскими текстами.

Сергей Владимирович Трубников родился (1964), живет и работает в Москве. Художник-график, дизайнер, член Союза дизайнеров России. С 1991 года работает в жанре рисованного лубка. … Москва, 1991); Рождественская выставка (Свято-Данилов монастырь,1993); «Альтернатива» (Музей народной графики и др.

Символ мужества — Сталинград

2 февраля — день окончания Сталинградской битвы — в нашей стране отмечается как День воинской славы. Сталинградская битва – одно из самых важных сражений Второй мировой войны, победа в котором позволила советским войскам переломить весь ход боевых действий и добиться полного разгрома немецких войск. Битва происходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
В библиотеке оформлена книжно-иллюстрированная выставка «Символ мужества — Сталинград», посвященная Сталинградской битве. Она знакомит с историей этого сражения, рассказывает о том, как в неравном бою доставалась победа нашему народу, о том, как много пало в той битве воинов, отдавших жизнь за нашу Родину.
На выставке представлена, как документальная литература о Сталинградской битве, так и художественная литература: С. Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне», В. Некрасова «В окопах Сталинграда», Ю. Бондарева « Горячий снег», К. Симонова «Живые и мертвые», В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Из предложенных книг читатели узнают о событиях Сталинградской битвы, о массовом героизме людей, проявившемся в сражении, о самоотверженности, воле, героизме и о том, какое значение в ходе Великой Отечественной имела Сталинградская битва.

ВИВАТ, РАНЕНБУРГ!

С 3 по 6 февраля туристский сезон 2022года открывает фестиваль событийного туризма «Виват, Раненбург!», посвященный Году культурного наследия народов России.

Фестиваль «Виват, Раненбург!» является уникальной площадкой, где демонстрируется туристический потенциал района, мастерство и гостеприимство чаплыгинцев.

В Городском культурно-досугового центре  идет монтаж и подготовка к этому событию.

Фестиваль будет проходить с соблюдением всех необходимых мер эпидемиологической безопасности.

Выставка работ декоративно-прикладного творчества «Бисерное мастерство»

Мастерство бисероплетения появилось много столетий назад, но популярность этот вид рукоделия не теряет и в наши дни. Используя вышивку бисером, можно создавать картины, иконы, цветы, как это делают мастерицы клуба «Хозяюшка» в Пиковской сельской библиотеке. Ни один материал в декоративно-прикладном творчестве не выглядит так изысканно и богато, как бисер. Он блестит, переливается, мерцает и завораживает, словно приглашая нас совершить волшебное путешествие.

В Пиковской сельской библиотеке открыта выставка работ декоративно-прикладного творчества «Бисерное мастерство». Настоящий цветник расположился на полках выставки. Здесь и яркие орхидеи, и весенний гиацинт, розы и шикарные деревья, все блестит и манит своей красотой. Глядя на выставку, безусловно, можно сказать, что большой труд и терпение мастера, фантазия и индивидуальность представлены в каждой работе.

Клуб «Хозяюшка» объединяет мастериц села разного возраста и разного уровня подготовки. Наши мастерицы постоянно совершенствуют свое мастерство, осваивают новые техники, продолжают творить прекрасное. Приходите на выставку и, возможно, вам тоже захочется создать что-то подобное своими руками.

Библиотека. Центр живого общения.

В  центральной районной библиотеке организовано современное, технологичное полезное пространство ― территория неограниченного доступа к информации, знаниям и мультимедийному оборудованию, которое делает процесс обучения более увлекательным. Открытое размещение обновленного фонда, притягивает читателей к близкому знакомству с новинками чтения, не ограничивает в выборе и во многом повышает литературную эрудицию.
Благодаря масштабной модернизации библиотека преобразилась в полноценный центр чтения, досуга и получения знаний.

Литературная игра «Лети, лети, лепесток!»

28 января 1897 года в Одессе в семье учителя родился мальчик, будущий писатель Валентин Петрович Катаев. Сегодня, в день 125-летия со дня рождения писателя в детской библиотеке с учениками первых классов школы № 2 прошла литературная игра «Лети, лети, лепесток!». Отрывая листочки «волшебного цветка», ребята узнавали интересные факты из биографии автора писателя. Затем разгадывали кроссворд по сказкам Катаева, смотрели отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик», играли в настольные игры.

Новости Мумбаи

Торжественный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения выдающегося ученого, географа, статистика, путешественника, государственного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского прошел в Русском Доме в Мумбаи. Вечер также был приурочен к 165-летию его знаменитой экспедиции к Небесным горам Тянь-Шань.
С приветственной речью к собравшимся обратился Генеральный консул РФ в Мумбаи Алексей Суровцев и Директор Русского Дома в Мумбаи Елена Ремизова.
Присутствовавшие смогли больше узнать о знаменитой экспедиции П.П.Семенова благодаря открывшейся в Русском Доме выставке Русского географического общества. Масштаб личности ученого, его биография и вклад в российскую и мировую науку нашли отражение в фильме «10 вершин Петра Семенова-Тян-Шанского», показанного на русском языке с английскими субтитрами 
 Проследить связь времен и живость традиций позволило видеообращение пра-пра-пра-правнука П.П.Семенова Владимира Семенова-Тян-Шанского, который возглавляет «Фонд сохранения наследия Петра Петровича и его потомков».
Неоценимую помощь в организации мероприятия оказал Музей-Усадьба П. П. Семенова «Рязанка» и ее директор Галина Нестерова.


Источник: Музей-усадьба П.П.Семёнова-Тян-Шанского

Урок мужества «И в памяти, и в книге – навсегда»

В Молодежном центре «Галактика» для учеников младших классов средней школы № 1 Имени Героя Советского Союза Кузнецова Николая Алексеевича г.Чаплыгин проведен урок мужества «И в памяти, и в книге – навсегда». Детишки в интересной форме узнали новые факты, связанные с блокадой Ленинграда, активно участвовали в квесте, а также посмотрели несколько документальных фильмов о блокаде Ленинграда.
У юных чаплыгинцев сформировалось представления о героизме наших земляков – участников Блокады Ленинграда. Они делились своими знаниями о тяжелых событиях того времени, поведавших их родственниками.
Даже молодому поколению, не знающему, что такое война, сложно сдержать слёзы в подобные моменты. Память о жертвах фашизма нужно хранить, чтобы ужасы войны никогда не повторились, а младшее поколение знало, что пришлось пережить старшим.
Как приятно видеть, что поколение, не знавшее войны, это понимает, переживает, уважает…
Пусть на нашей земле всегда будет мир. Сегодняшним детям, надо учить историю, учитывать ошибки прошлого и стараться больше никогда не допустить войны!

Люди равных возможностей

Работа с социально незащищенными слоями населения в библиотеке – дело нужное, важное и отвечает требованиям нынешнего времени. И наша библиотека – это место, где они чувствуют себя нужными, уважаемыми, где им дают возможность поделиться своими знаниями, опытом, житейской мудростью. Книга для них становится спасением от одиночества, несет положительные эмоции, располагает к общению.
Новыми красками и звуками пространство заиграло для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь здесь проводятся культурные программы, чему способствует современное оборудование. Слабовидящие читатели всегда могут воспользоваться в библиотеке специальным устройством для чтения «говорящих книг» — тифлофлешплеером и электронным видеоувеличителем. Этот электронный видеоувеличитель – компактное устройство с камерой и экраном позволяет просматривать увеличенное изображение в различных режимах. Для пользователей с нарушениями зрения имеется специализированная литература – аудиокниги.
Сотрудником библиотеки Н.Николаевой проведена беседа «Люди равных возможностей». Самое главное, в работе с такими читателями – это общение, которое они в полной мере получают, разговаривая с библиотекарем, ведь она всегда сможет и выслушать, и поддержать беседу, и мнением своим поделится, да еще и совет может дельный дать.
Чаплыгинская центральная межпоселенческая библиотека стала для пользователей с ограниченными возможностями здоровья площадкой, способствующей их эмоциональному, интеллектуальному и личностному развитию.