Традиции проведения сватовства со стороны невесты в селе Колыбельское
В старину сватовство в нашем селе совершали с соблюдением множества примет.
Считалось, что чем лучше прошло сватовство, чем больше обычаев было соблюдено, тем счастливее и богаче будет семейная жизнь молодых.
Ведь соблюдение традиций важно было не само по себе: его расценивали как дань уважения предкам, которые могли и принести счастье в молодую семью, и отвести от неё беду, и оказать помощь в трудную минуту.
Ещё сто лет назад сватовство часто растягивалось на неделю. В один день совершалось само сватанье невесты, в другой – смотрины, в третий – помолвка (обручение, сговор). И это – только самые важные этапы.
Между ними происходило ещё несколько обрядов: дворогляденье (когда родственники невесты оглядывают дом и хозяйство семьи жениха) и пропой, во время которого за весёлым и шумным застольем невесту «пропивают», после чего уже ни одна из сторон не имеет права отказаться от брака.
Обычно предстоящий приход в дом сватов для родственников невесты не был неожиданностью: об этом им заранее сообщала местная сваха – почтенная и пользовавшаяся большим уважением женщина.
Если родственники невесты были согласны принять или, по крайней мере, выслушать предложение, то готовилось праздничное угощение, накрывался стол. Пришедших сватов усаживали за него, и начиналась долгая беседа, дававшая повод двум семьям возможность и развлечься, и посоревноваться в остроумии, и получше узнать друг друга, обсудив при этом важные вопросы.
У нас было принято, что невеста могла выразить своё отношение к сватам: если девушка начинала подметать пол от порога к печи, этим она давала знать, что рада жениху, если же от печи к порогу – значит, хотела, чтобы сваты покинули дом.
Родственники невесты угощали сватов, нахваливая свою дочь и рассказывая, какая она хозяйка, труженица и мастерица. Если семья невесты была богата, а девушка красива, то окончательного согласия с первого раза могли и не дать.
После сватанья назначали день смотрин. Девушка показывала свои умения, родня жениха внимательно рассматривала приданое, подготовленное невестой: как бы ни была красива бездельница, непряха, неткаха, замуж такую не брали.
Предварительно семья невесты также могла нанести визит семье жениха, чтобы оценить дом и хозяйство. Во время сговора совершалось особенно много символических обрядов.
Перед обручением невеста в компании с подружками должна была «оплакать косу», то есть свою девичью свободу. Выражение «оплакать косу» пошло ещё с дохристианских времён, когда после свадьбы молодой муж состригал жене косу и отдавал её семье девушки в знак родства.
Также была традиция просватанной девушке плакать навзрыд, чем символически показывать богам, что не по своей волей уходит в чужой дом.
С началом сговора помолвленных парня и девушку усаживали вместе на медвежью шкуру: это должно было способствовать чадородию будущей семьи.
В конце вечера, когда невесту уже «пропили», она разрезала хлеб, принесённый семьёй жениха, и каждый из гостей должен был съесть хотя бы кусочек. Хлеб свят, клятва, принесённая на хлебе, нерушима, и с этого момента никто не мог отказаться от предстоящей женитьбы, не навлекая на свою голову неизбывного позора.
В знак обручения жених дарил невесте какую-нибудь драгоценность (чаще всего, серьги), а девушка должна была одаривать всю семью жениха.
Что должна дарить невеста на сватовство?
В старину было принято, чтобы девушка одаривала будущую свекровь и родственниц жениха красивыми платками или шалями, а свёкра и других родственников – отрезами льна на рубахи.