На выставке декоративно-прикладного искусства «Чаплыгинский район глазами туристов» в рамках IX ФЕСТИВАЛЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА «ВИВАТ, РАНЕНБУРГ!», посвященного Году культурного наследия народов России, представлены объекты нематериального культурного наследия Чаплыгинского района, внесенные в реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.
ТРАДИЦИИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В С. КРИВОПОЛЯНЬЕ ЧАПЛЫГИНСКОГО РАЙОНА
Традиции резьбы по дереву в Липецкой области – явление сравнительно позднее. Специальной литературы, характеризующей особенности резьбы в Липецкой области, практически нет. Интерес к резным наличникам, карнизам и деревянным скульптурам появляется с середины ХХ века. Село Кривополянье Чаплыгинского района – одно из таких сел, где и сегодня окна домов украшают резные наличники. Село Кривая Поляна упоминается уже в Козловских писцовых книгах 1638-1639 годов. Жители села занимались преимущественно земледелием, частично – плотничеством. Некоторые уходили под Москву на торфяные работы. Основными промыслами Кривополянской волости были валяние сапог, выделка овчин, витье веревок. Работали артели плотников и каменщиков, извоз.
Сельские постройки Раненбургского уезда представляли собой деревянные, низкие, крытые соломой избы. За неимением леса изба собиралась из разного дерева. У более зажиточных крестьян она состоит из двух половин – зимней с печью и летней, разделенных сенями. Окнами изба обращена на улицу, а сзади к ней примыкает плетневый, крытый соломой двор. В Кривополянской волости по сведениям 1904 года было 4 313 деревянных построек.
В крестьянском искусстве резьбы по дереву особую роль играли резные наличники, обильно украшенные прорезной или рельефной резьбой. Также такую резьбу называют ажурной. С середины XVIII века в быту активно используются пиленые доски – основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом, используемым при работе, становится пила.
По результатам экспедиции в ноябре 2021 года удалось выяснить, что практически на каждой улице села Кривополянье проживало несколько мастеров-резчиков. До сих пор дома в селе украшают наличники, вырезанные мастерами Алексеем Конновым, Виктором Михайловичем Демидовым (1955-2006), Николаем Степановичем Есиным (1935-2016), Иваном Павловичем Языковым (1937-2013). Наличники на окнах выполняли эстетическую и практическую функции. Жительница Тамара Васильевна рассказала о секрете наличников в доме, в котором она проживает сейчас (этим секретом с ней поделился мастер Алексей Коннов): чтобы вид наличников сохранялся, и за верхней, скрытой от ветра, частью не селились воробьи, туда кладут бутылки. Мода на резные наличники была в 60-80 гг. ХХ века, большинство домов построено именно в этот период. Основные узоры растительные, геометрические, реже встречаются зооморфные и орнаменты. Раньше наличники красили разными цветами, боковые части – голубым, зеленым. Впоследствии – только белым цветом.
Все мастера были самоучками, учились друг у друга, а также перенимали друг у друга понравившиеся узоры. С этим связана схожесть узоров на многих домах по улицам Радина и Черешнева. На улице Черешнева жил мастер А. Коннов, образцы узоров которого чаще всего украшают окна. Название узоров, как и деталей наличников, зафиксировать не удалось. Лишь супруга покойного мастера И. П. Языкова назвала боковые части наличника «крыльями».
Сегодня в селе Кривополянье проживают мастера Ю. И. Погонин (1948 г.р.) и С. М. Медведев (1953 г.р.). Юрий Иванович работал фельдшером на скорой помощи, резьбой по дереву увлекался еще с детства, перенимал мастерство от своего прадеда Месерева Алексея Максимовича. Юрий Иванович владеет разными видами резьбы: орнаментом, прорезной, объёмной. Он украшает фронтоны, карнизы домов, оконные проёмы. По словам Ю. И. Погонина, инструмент и настроение – самое главное в работе мастера по дереву.
Сергей Матвеевич увлёкся резьбой «случайно», купил в далёкие 90-е гг. ХХ века стамеску на рынке, а затем и книгу А. Ф. Афанасьева «Резьба по дереву» [1]. Дом мастера Медведева – самый известный в Чаплыгинском районе и за его пределами. Расположенный рядом с трассой, он обильно украшен скульптурными предметами и резными наличниками: «Дом без наличника, он не дом». Верхнюю часть наличника Сергей Матвеевич называет «кокошник», карниз украшают «подзоры».
В работе Сергей Матвеевич использует ольху, липу и другие лиственные растения. Липу он любит больше всего за то, что её древесина мягкая, мелкослойная и хорошо строгается. Для работы у мастера есть простейшие токарный и фрезерный станки, но больше он вырезает вручную с помощью ножа, резцов, клюкарзы и стамесок. Последних у него огромное количество. По его словам, собирал годами. В идеале древесину для резьбы заготавливают глубокой осенью, когда, по словам Сергея Медведева, «древесина спит». Так как у мастера нет специального приспособления для сушки, он складывает древесину под навес, где она «сушится временем».
На некоторых улицах села Кривополянье деревянные наличники заменяют пластиковые окна. Жители отмечают, что ухаживать за наличниками сложно. Если нет мастера, ремонт они произвести сами не могут, поэтому снимают их. В некоторых домах и семьях, как, например, в семье Любови Максимовой, трепетно хранят, лишь иногда подкрашивая, деревянные наличники, как память об отце, мастере Николае Степановиче Есине (1935-2016), который их вырезал и просил сохранить.